ФильмПро Ты решаешь, что смотреть

«Для нас кино — это самый эффективный инструмент социального инжиниринга»

Как «Киностудия имени Кира Булычёва» намеревается изменить рынок

«Киностудия имени Кира Булычёва» появилась недавно, но уже успела запустить целую киновселенную «Хронос» с пересекающимися персонажами и внутренними пасхалками. Да, прямо как у Marvel, но только на русском языке и по произведениям Кира Булычёва. Мы поговорили с президентом киностудии Эльбором Черновым о том, с чего всё начиналось, как самостоятельно прокатывать свои фильмы и есть ли у «Хроноса» связь с франшизой «Сто лет тому вперёд».

«Для нас кино — это самый эффективный инструмент социального инжиниринга»

© Кадр из фильма «Хронос»

Расскажите про «Киностудию имени Кира Булычёва. Как она возникла? Какие задачи вы перед собой ставите?

«Киностудия имени Кира Булычёва» существует уже больше трёх лет. Основной концепцией киностудии является формирование позитивного образа будущего. Через кинематограф, через произведения Кира Булычёва в первую очередь и других авторов мы формируем позитивную повестку. Мы не «портим» будущее. Мы показываем человека будущего со знаком «плюс», формируем некую повестку позитивного. У нас же дефицит в стране на позитивный образ будущего. Вот мы посредством киноиндустрии и кинопроизводства это перекрываем.

Что такое киновселенная «Хронос»?

Киновселенная «Хронос» — это уникальный проект российской, независимой от западных или каких-то других стран киновселенной. Она основана на произведениях Кира Булычёва. Кир Булычёв был очень плодовитый автор: 398 произведений, из которых мы выбрали 56 и сплели киновселенную, где есть трансфер героев, пасхалки, и всё выстраивается на человеке, а не на технологиях. Она бьётся на несколько циклов: «Белое зеркало», «Институт экспертизы», «Космофлот». Очень крутая модель. Мы начали два года назад. Вышли в кинопрокат и на платформы с первым релизом, который назывался «Хронос» (₽12,6 млн). Сейчас, 24 ноября (2024 года. — Здесь и далее в скобках прим. Фильм Про), мы выходим с фильмом «Мама». Это четвёртый эпизод киновселенной. В День мамы, в Год семьи. Ждём всех на премьеру. Это классное кино. Фокус-группы показывают, что 70% целевой аудитории, а это 18–27 (лет), звонят после просмотра маме.

Но начинали вы не с полных метров, а с короткометражного кино?

Да, совершенно верно. С первым фильмом нас поддержал Серёжа Пускепалис. Он сыграл главную роль в экранизации произведения «Можно попросить Нину?». Фильм мы назвали «Временная связь». И с ним произошли некие чудеса. Мы пошли в съёмки в марте, в апреле смонтировали, а 5 мая нам позвонил телеканал СТС и попросил срочно поставить фильм в эфир 8 мая. Ночью позвонил руководитель СТС и сказал: «Пожалуйста, дайте на 9 мая в прайм-тайм повтор поставить».

И этот фильм длиной в 27 минут сломал формат телевидения, потому что короткий метр, средний короткий метр ещё не был ни разу показан на телеканале СТС. После чего мы задумались о создании формата альманаха. Сняли ещё две новеллы, абсолютно независимые, полноценные истории, и вышли в прокат, объединив их в альманах «Хронос». Сегодня же мы работаем с полнометражными цельными историями, которые, конечно, друг с другом пересекаются. Неизбежный секрет успеха киновселенной в том, что вы можете познакомиться с эпизодом пятым, шестым, десятым, двенадцатым, и вам ужасно интересно будет пересматривать предыдущие. Потому что вы увидите такое количество пасхалок и взаимосвязей, что это неминуемо поднимет ваш интерес к проекту в 10 раз.

Есть ли у вас права на образ Алисы Селезнёвой?

Нет, у нас нет прав на Алису Селезнёву. Но у нас есть права на Кору. Кора — это Алиса, которой 22 года. У автора есть цикл про агента интергалактической полиции Кору, и мы основываемся на нём. Это сложившийся крутой персонаж, но мы пока не ставим задачу его эксплуатировать. Потому что у Булычёва, поверьте, таких персонажей нераскрытых, не показанных зрителям, нераспознанных, где-то 15. Мы знаем, кого выводить в первую очередь на экраны: новые лица, новые герои, свежие интерпретации старых, написанных произведений. Булычёв после успеха в экранизациях начал писать произведения более сценарно. И для нас как обладателей большого опциона произведений, не составляет сложности их быстро адаптировать: в анимации, при помощи искусственного интеллекта, в сериалах, в полнометражных фильмах или в новеллах.

Как именно ИИ помогает вам адаптировать произведения Булычёва?

Сейчас мы работаем при помощи искусственного интеллекта в двух направлениях: анимация и сериал. Мы не боимся нейросетей, у нас их целых восемь. За ориентир мы взяли цикл «Чёрное зеркало». Мы посмотрели: классная история, очень круто смотрится, всё здорово, а давайте теперь на позитивную сторону перейдём. Мы сделали это в «Хроносе», у нас есть цикл произведений для экранизации, который называется «Белое зеркало». Он подсвечивает технологии и показывает, насколько они могут служить на благо человеку.

Но если ваша киновселенная сплошь про доброту и позитив, кто в ней выступает в качестве антагонистов? В чём конфликт?

В нашем мире нет зла, нет антагонистов. У нас главный герой является антагонистом. В каждом из наших фильмов главному герою всегда надо сделать выбор. И зритель сопричастен к этому, он также делает для себя этот выбор. В фильме «Поломка на линии» я до сих пор не могу сделать для себя однозначный, точный выбор. Я каждый раз его смотрю и думаю, как бы я поступил. И вот так это кино живёт и в зрителях, и в нас.

Буквально на днях компания «Водород» и «Кинопоиск» анонсировали запуск целой франшизы вокруг «Ста лет тому вперёд», в основе которой цикл книг про Алису Селезнёву. Это как-то повлияло на ваши планы по развитию вашей киновселенной?

У нас нет никаких творческих связей, но мы очень хотим объединиться и сплести киновселенные. Это круто, большое спасибо ребятам, что обращают внимание на Кира Булычёва как автора. Любые экранизации, упоминания автора нам только в плюс как «Киностудии имени Кира Булычёва», чьё название нам официально присвоила Кира Алексеевна Сошинская, вдова писателя.

Для нас кино — это самый эффективный инструмент социального инжиниринга. Образы — это примеры поведения, и в кино их нужно осознанно закладывать в первую очередь для детской и для школьной аудитории, отвечая на вопрос: «Как этот фильм сделает мир лучше?».

Как ваши фильмы делают мир лучше в контексте школьной аудитории?

Мы, автономная некоммерческая организация, входим в национальные проекты России. Называемся мы Центром развития киноиндустрии «Киностудия имени Кира Булычёва». И, работая на площадках, мы понимаем, что не все компетенции бэкстейджа как-то зафиксированы. Например, непонятен уровень вторых режиссёров. Поэтому мы придумали образовательную программу и систему тестирования для того, чтобы контрактовать. Мы хотим снять 50 эпизодов. Представьте, сколько времени и сколько людей — вся киноиндустрия практически пройдёт через наши проекты так или иначе. И поэтому мы сделали некое тестирование, при котором мы понимали, на каком уровне мы специалисты. Если мы целимся в категорию А, то и команда должна быть подобрана категории А. Также и оплачиваться.

Но мы увидели проблематику, пообщавшись с министерствами, с Администрацией президента, с депутатами, со школьниками: нет школьного контента. Мы сразу же открыли филиал киностудии в «Артеке», подключили детей возраста 12–16, и они наши эксперты по сценариям, гэгам и шуткам. Дети — наши фокус-группы. Сейчас за лето ежемесячно 4,5 тысячи детей проходило через наши фокус-группы. И мы создаём вместе с детьми кино для детей. Не диснеевский формат, не путайте, не семейное кино. А кино для 12–14-летних детей, которым сейчас нужно сделать выбор, кем они станут, в какой стране они будут жить. Задавая им вопрос «А как бы вы хотели?», мы вместе с детьми формируем образ будущего. Они формируют наши фильмы, говоря о своих проблемах. И в нашем кино мы эти проблемы прорабатываем и решаем. Таким образом в этом году совместно с «Артеком», с детьми, мы сняли 16 фильмов. Это средний метр: то, что укладывается в 45-минутную историю одного влога, чтобы удобно было посмотреть. Но никто нам не мешает соединять эти фильмы и выходить в прокат альманахами, что мы, собственно, и будем делать в 2025 году.

Дети настолько иногда вовлекаются, что у нас был прецедент. Мы сняли проект в марте совместно с детьми, причём с новых территорий, с Луганской, Донецкой областей, и они настолько смело пошли в этот проект, быстро изучили роли, что мы сняли полный метр («Красные ленты», ₽1,9 млн). В марте придумали, сняли, увели на пост-продакшен в апреле, и 9 мая этот фильм вышел во всероссийский кинопрокат по Пушкинской карте.

И выводил нас прокатчик, но мы остались недовольны его работой, потому что мы понимали, что надо взаимодействовать со школами, а прокатчик не хотел. Школьники идут в кинотеатры, нужно с ними взаимодействовать. Мы готовы отдавать кинотеатрам 80% или даже 90% с проката.

Санкт-Петербургский Международный Контент Форум стал для нас смелым шагом. Мы заявились как прокатчики. До этого мы не занимались прокатом, лишь продакшеном. У нас были прямые договора с кинотеатрами, мы отдавали им контент и отдаём. Но сейчас мы хотим понимать и работать с кинотеатрами, развивать киноиндустрию, развивать кинопрокат тем, что давать бóльшую долю кассы кинотеатрам, мотивировать и убеждать их в том, что социально-гуманитарный контент, ещё и хорошо сделанный, имеет место в кинопрокате.

То есть прокатом вашего следующего фильма «Мама» вы будете заниматься сами?

Он будет дебютным проектом для нас как дистрибьютора. Будет 100 кинотеатров или 2 100 кинотеатров — сейчас зависит исключительно от нашей команды, от того, насколько мы сможем договориться с кинотеатрами. Мы заходим в эту воду и будем формировать пакет. На сегодняшний день у нас в пакете более 12 полнометражных фильмов собственного производства. Пакет по среднему метру — то, что может встать в утренний кинопрокат — насчитывает больше 20. И каждый месяц мы выпускаем по одному фильму. План по производству такой: в 2025 году мы должны выпустить порядка 28 фильмов, в 2026 — порядка 60, и выйти на производство около 90 фильмов в 2027–2028. Я говорю сейчас про школьную киноиндустрию. Фильмы из киновселенной «Хронос» — суммарно один-два мощных релиза в год должно быть.

Мы распланировали свою киновселенную на 5 лет вперёд. Мы знаем, что мы будем делать, что-то раньше экранизируем, что-то позже, но мы выстроили себе план и знаем, какое произведение для чего нужно.

Мы не говорим, что мы должны заменить кого-то на рынке или не надо снимать то, что есть. Три недели назад в «Артеке» передо мной сидело 400 детей, и я спросил у них: «Кто ваши герои из кино?». Пошёл Гарри Поттер и остальные. Все зарубежные, герои комиксов. Я спросил, кто из сегодняшних российских киногероев вашего возраста является вашим кумиром и на кого вы хотите быть похожими? Кто для вас авторитет? И пошли блогеры: А6, А8, А4 и так далее. Пошли мультики, пошло аниме. Это проблема. Я в 12 лет учился ухаживать за девочками у Петрова и Васечкина.

Как вы поймёте, что ваши фильмы достигли своей цели? Какое у вас мерило успеха?

Мерило успеха — это отклик аудитории. В нашем случае это количество зрителей, которые увидели наш проект. Скажем так, у нас есть много маркеров, которые мы закладываем. Вот был замечательный наш друг Владимир Гуркин, который написал «Любовь и голуби», и его фразы разлетелись в народ. Поэтому мы, сценаристы, тоже ставим задачу писать фразы, гэги так, чтобы они выходили из наших проектов и могли измерить этот успех. Самое главное — это подражание нашим героям. Майор Гром — классный герой, но он не наш. Он живёт на чердаке, у него нет семьи. Мы заменили аттракцион, который дает Marvel или DC с помощью крутейшей графики и других эффектов, на смыслы и очень глубокие вопросы. И это не артхаус.

Можно ли в таком случае сказать, что по сравнению со «Сто лет тому вперёд» ваше кино более авторское?

Когда мы начинали съёмки «Мамы» (или вообще заходим в любой фильм), мы отвечаем на три вопроса. О чём глубоко задумается наш зритель? Что он осознает после просмотра фильма до конца жизни? И какой пример из этого фильма он возьмёт и применит в реальности? Когда мы единогласно отвечаем на все вопросы положительно, мы уходим в производство. Сегодня то время, когда кино как самый эффективный способ донесения смыслов должно работать на укрепление и развитие общества.
Чёрное зеркало (сериал), Любовь и голуби , Сто лет тому вперёд, Временная связь, Поломка на линии, Красные ленты
Сергей Пускепалис, Владимир Гуркин, Кир Булычёв
120 просмотров
0 комментариев

Свежие новости

Все новости

Популярные материалы

Все популярные

Подборки

Все подборки

Новые трейлеры

Все новые трейлеры