Как снимать плодотворно и не сойти с ума. Шесть советов от Стивена Содерберга
Секреты выдающейся кинокарьеры
Стивен Содерберг на редкость плодовитый автор. За 35 лет он снял 35 фильмов почти во всех возможных жанрах и на бюджеты любого размера. Обладатель «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви», Содерберг считается одним из отцов независимого американского кино. При этом останавливаться он даже не думает: в январе на российские экраны выйдет его первый хоррор «Присутствие».
Как снимать плодотворно и не сойти с ума. Шесть советов от Стивена Содерберга
© Creative Commons
1. Посмотрите «Челюсти» Стивена Спилберга минимум 28 раз (и не паникуйте)
Содерберг впервые увидел «Челюсти» в детстве, и фильм впечатлил его до глубины души. Более того, впоследствии он сформировал его как режиссёра, ведь за короткий отрезок времени Содерберг успел посмотреть фильм в кинотеатрах 28 раз.«Умение Спилберга сохранять терпение и не сдаваться даже в самых сложных ситуациях на съёмочной площадке – попросту героическое. (При производстве «Челюстей» боявшийся воды 28-летний Спилберг столкнулся с недоверием продюсеров, а во время съёмок ещё и затонула дорогостоящая механическая акула. – Прим. Фильм Про). Каждый режиссёр сталкивается с такими моментами, когда кажется, что перед тобой только что открылась огромная бездна, и она вот-вот тебя поглотит. А Спилберг в такой же ситуации просто продолжил шлифовать свой фильм. Его секрет в том, что он не паниковал. И вы не паникуйте, паника ещё ни разу никому не помогала. Сосредоточьтесь на одной проблеме, и от её решения отталкивайтесь дальше».
2. Не бойтесь возвращаться к тому, с чего начинали
Оглушительный успех дебютного фильма «Секс, ложь и видео» вскружил Стивену Содербергу голову. В 26 он стал самым молодым лауреатом «Золотой пальмовой ветви» в истории (и до сих пор им остаётся), после чего последовала серия коммерческих и критических провалов.«В 31 я оказался в отчаянии и совершенно не знал, как продолжать свою карьеру. Тогда я бросил всё и отправился в родную Луизиану, собрал с нуля небольшую съёмочную группу из единомышленников, с которыми рос, и просто начал снимать кино».
Так родился фильм «Шизополис» – сюрреалистическая экспериментальная комедия, которая с годами приобрела культовый статус и придала карьере режиссёра второе дыхание.
3. Делайте противоположное тому, что вы только что сделали
От судебной драмы («Эрин Брокович») и звёздного блокбастера про друзей Оушена до научно-фантастического «Соляриса» и биографического эпика про Че Гевару – крайне трудно предугадать, в каком жанре и с каким бюджетом Содерберг будет снимать своё следующее кино. Экспериментаторская натура режиссёра вечно требует от него пробовать что-то новое, и это определённо один из главных секретов его успеха.«Когда я начинаю думать, о чём снимать дальше, меня в первую очередь привлекают такие идеи, которые, как я чувствую, могут уничтожить то, что я только что сделал».
4. Разделяйте работу и бизнес
Более десяти лет назад Содерберг заявил, что уходит из кино, и «За канделябрами» станет его последним фильмом. С тех пор он снял ещё 10 картин и четыре сериала. Причиной столь резкого заявления в 2013 году была банальная усталость от работы в секторе киноиндустрии, далёком от творчества. В какой-то момент Содерберг захотел удалиться на покой писать картины. Но ему в руки попал сценарий шоу «Больница Никербокер»:«И я снова влюбился и понял, что это лучшая работа на свете. Проблема в том, что сам бизнес сводит меня с ума, и нужно уметь отделять одно от другого».
5. Занимайтесь теми вещами, которые можете сделать только вы
Делегирование полномочий – ключ к здоровому балансу между личной жизнью и работой на съёмках. Содерберг нанимает только лучших людей в профессии и ставит им сложные задачи. Даже если что-то при этом идёт не по плану, режиссёр всё равно считает, что такой подход себя оправдывает: большинство задач наверняка будут выполнены правильно, а у него появится время на жизнь за пределами площадки.«Так же я поступаю с актёрами. Я даю им много свободы, но объясняю, что со свободой приходит большая ответственность. Все должны понимать, что каждый работает на общий результат. Я позволяю людям делать свою работу».
6. Ходите в караоке
Когда после завершения съёмок «Заражения» в Гонконге вся группа пошла отмечать это событие в караоке-баре, там собралось около 100 американцев и где-то 150 местных. Языковой барьер был непреодолимый. Но когда участники вечеринки начали петь, все присутствующие почувствовали единение.«Уязвимость объединяет, зарождает эмпатию среди мало знакомых друг с другом людей, потому что рано или поздно каждый, кто выходит к микрофону, начинает чувствовать поддержку, ведь все вокруг знают, каково стоять там».
Источник: Letterboxd