1 место. Культовый научно-фантастический фильм Стэнли Кубрика – обширное исследование искусственного интеллекта и развития человека. Он не только красиво снят, но и содержит множество грандиозных образов и идей, которые позже проникли в массовую культуру. В центре сюжета – миссия на Юпитер для исследования странного инопланетного монолита, который, по-видимому, влияет на эволюцию человека. В основе картины – рассказ Артура Кларка «Часовой» (1951). И даже если вы никогда не смотрели этот фильм, вам наверняка знакомы образы из него: сверхразумный компьютер HAL 9000 с «красным глазом» или изображение эмбриона, плывущего среди звёзд… Первому и единственному выходу Стэнли Кубрика в космос уже более 50 лет, и он по-прежнему вне времени.
2 место. Экипаж космического корабля встречает неизвестный инопланетный вид. Это первый фильм франшизы, в которой офицер Weyland-Yutani Corporation Эллен Рипли борется с представителями агрессивной внеземной формы жизни. «Чужой» – один из лучших фильмов не только в жанре космофантастики, но и, пожалуй, один из лучших фильмов в истории кинематографа в целом. Благодаря режиссёрской работе Ридли Скотта и визуальному дизайну под руководством швейцарского художника Х.Р. Гигера этот научно-фантастический хоррор по-настоящему пугает. Чувство изоляции, клаустрофобия, стремительно сокращающаяся команда – всё это будет десятилетиями повторяться в самых разных лентах. Однако в «Чужом» эти идеи впервые воплотились на высшем – космическом – уровне.
3 место. Тройку лидеров ожидаемо замыкает творение Кристофера Нолана. Будущее человечества мрачно и туманно. Отбытие в космос кажется единственным вариантом спастись. Но только несколько планет в пределах досягаемости пригодны для жизни землян. Команда ученых и астронавтов (Мэтью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Дэвид Ойелоуо и Уэс Бентли) отправляется к звёздам – на разведку. Они должны вовремя вернуться назад, пока лучшие умы пытаются математически вывести формулу спасения. Амбициозная космическая эпопея «Интерстеллар» – фильм, в котором некоторая эмоциональная скупость компенсируется реализацией космических полетов, непредсказуемых временных рамок, чёрных дыр и странных роботов. Невероятные образы, мощный посыл, многогранная смысловая нагрузка – то, за что зрители и критики оценили это кино.
4 место. «Хьюстон, у нас проблема»: фильм Рона Ховарда, номинированный на девять «Оскаров» и получивший два из них. Это блестящее воссоздание истории американской миссии 1970 года на Луну, которая была обречена на неудачу. «Аполлон-13» – это разворот от оптимистично начавшегося полета к напряженной, буквально удушающей борьбе за выживание в космическом пространстве. Фильм считают почти таким же захватывающим и грандиозным, как и «Интерстеллар» – и это несмотря на то, что он ограничен реализмом космических полётов начала 1970-х.
5 место: То, с чего всё началось. Первым фильмом франшизы «Звёздные войны» Джордж Лукас изменил научную фантастику и киноиндустрию в целом. «Новая надежда» вдохновлена произведениями Акиры Куросавы, комиксом «Флэш Гордон» и многими другими источниками, среди которых лидирует Джозеф Кэмпбелл. Именно этот писатель популяризировал идею «путешествия героя» – архетипическую историю, лежащую в основе многих мифологических сказок. Такова история Люка Скайуокера: молодой человек узнает, что он – избранный, встречает наставника, который направляет его на истинный путь; находит новых союзников, которые помогают ему окончательно победить свои страхи. Сорок лет спустя Disney зарабатывает миллиарды на вселенной, созданной Лукасом. Вселенная «Звёздных войн» продолжает расширяться, но мы всегда будем смотреть и любить самый первый фильм.
6 место. Шаттл НАСА непоправимо поврежден космическим мусором. На орбите в открытом космосе остались два астронавта, выполняющих миссию – они должны найти способ вернуться на Землю. Режиссёр Альфонсо Куарон, оператор Эммануэль Любецки и компания по спецэффектам Framestore сумели воссоздать головокружительную бесконечность космоса. Не смотрите этот фильм, если страдаете акрофобией (боязнью высоты). Но не пропустите его, если любите потрясающие визуальные эффекты, Сандру Буллок и атмосферу растущего напряжения.
7 место. Сэм Белл – рабочий, следящий за автоматизированной станцией по добыче гелия на Луне. Подходят к концу три долгих года, которые он по контракту должен провести на спутнике Земли в полном одиночестве. За две недели до планируемого возвращения домой он встречает своего сменщика. У Сэма начинаются галлюцинации… Печальная, эмоциональная картина, которая резко отличается по тональности от многих других космических фильмов – дебют Дункана Джонса, сына Дэвида Боуи. После выхода «Луны» критики особенно оценили игру Сэма Роквелла, исполнившего главную роль.
ВАЛЛ·И
WALL·E
2008
/ Мультфильм, Семейный фильм, Приключения
/ США
8 место. Люди, покинувшие Землю, оставили робота разгребать на планете горы мусора. Но старенький «ВАЛЛ-И» сумеет встретить друзей, подняться к звездам и даже «перевоспитать» своих бывших хозяев. «ВАЛЛ-И» называют «экологическим шедевром», «самым экспериментальным и смелым фильмом» из когда-либо созданных Pixar. Мультфильм поэтично предупреждает землян о последствиях варварского отношения к окружающей среде и нашей растущей зависимости от автоматизации и технологий. Бонус: милая история любви двух роботов и красивая анимация.
9 место. Солнце угасает. Земле грозит вечная зима и гибель всего живого. Единственный способ возродить умирающую звезду – запустить в нее ядерную бомбу, которую в космос должна доставить специально подготовленная команда. Такая история, вероятно, выглядела бы крайне глупо, выйди она из-под рук любого другого режиссера. Однако Дэнни Бойл («Миллионер из трущоб») и писатель Алекс Гарленд («Пляж») не дают зрителю скучать, наполняя «Пекло» грандиозными идеями и «богатыми» персонажами. А чувство экзистенциальной угрозы, отменный актерский состав (Крис Эванс, Киллиан Мерфи, Мишель Йео) и неожиданный твист в третьем акте прекрасно дополняют этот триллер о выживании в космосе.
10 место. Психолог отправляется на космическую станцию, находящуюся на орбите планеты под названием Солярис. Его цель – расследовать странную смерть доктора и психические проблемы ученых на станции. Вскоре он обнаруживает, что океан, покрывающий планету, – некий тип живого мозга, который вызывает у экспедиторов подавленные воспоминания и навязчивые идеи. Уточним, что фильмов под названием «Солярис» – два, и оба основаны на одном и том же романе Станислава Лема 1961 года: лента 1972 года советского режиссера Андрея Тарковского, а также экранизация Стивена Содерберга 2002 года с Джорджем Клуни. Оба фильма великолепны, однако американская версия в наш топ не попала.