Лидером Абсолютного Топа по итогам 2020 года стала драма «Первая корова» режиссёра Келли Райхардт, принимавшая участие в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля. «Первая корова» – адаптация романа «Половина жизни» Джонатана Рэймонда, с которым Райхардт работала и до этого: предыдущий их совместный фильм – «Венди и Люси» – вышел в 2008-м. 18 декабря кинокритики Нью-Йорка (NYFCC) назвали «Первую корову» лучшим фильмом 2020-го. Сюжет этой драмы рассказывает о неожиданном союзе между поваром и эмигрировавшим в США китайцем, вместе решившими открыть пекарню.
Вторая позиция досталась «Джентльменам» – двенадцатому фильму британского режиссёра Гая Ричи. После диснеевской сказки «Аладдин» и псевдоисторического экшена «Меч короля Артура», Ричи вернулся к «своему» жанру – криминальной комедии. Британцу вновь удалось собрать яркий актёрский ансамбль, во главе которого неподражаемый Мэттью МакКонахи. К слову, при бюджете 22 млн долларов, в мировом прокате «Джентльмены» собрали 115,2 млн. В России ещё до пандемии коронавируса фильм буквально ворвался в рейтинг самых кассовых фильмов года: по данным системы Фонда Кино ЕАИС, он уверенно занимает третью строчку топа с результатом 1,2 млрд рублей.
Победитель Венецианского фестиваля 2020 года – драма «Земля кочевников» – оказался на третьей строчке Абсолютного рейтинга киноканала «Синема». Режиссёром этой драмы, главную роль в которой исполнила обладательница премии «Оскар» Фрэнсис МакДорманд, выступила Хлоя Чжао. Именно её глава студии Marvel Кевин Файги затем пригласил поставить кинокомикс «Вечные». COVID-19, конечно, сильно навредил кинобизнесу, заставив организаторов конкурирующих киносмотров иначе смотреть на вещи. «Земля кочевников», не только по своему посылу, но и по сути стала объединяющим фильмом: он был показан на фестивалях в Венеции, Теллурайде и в Торонто (где предпочтение отдаётся эксклюзивности материала).
Фильм режиссера и сценариста Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда», занявший четвёртое место в Топе, получил приз жюри на Берлинале-2020. Картина фокусируется на одном единственном вопросе – легко ли быть девушкой в современном мире? На примере двух сестёр, одна из которых решила сделать аборт, рассказывается о тех проблемах, с которыми женский пол сталкивается ежедневно. По мнению кинокритиков, в фильме Хиттман нет ничего особенного с художественной точки зрения – режиссёр последовательно и методично освещает историю, каких в современном мире каждый день происходит не один десяток. Почему фильм заметили? Потому что он поднимает злободневную тему, касающуюся прав женщин на собственное тело.
Довод
Tenet
2020
/ Боевик, Драма, Триллер
/ США, Великобритания
«Довод» – новый фильм Кристофера Нолана, одного из самых неординарных современных режиссёров, у которого по какой-то причине всё ещё нет ни одного «Оскара». Несмотря на то, что Нолан вот уже на протяжении 20 лет снимает зрительское кино, члены Американской академии кино стараются его не замечать (5 номинаций, но ни о каких победах и речи не идёт). Новая работа британца – его самый масштабный международный проект (бюджет – 205 млн долларов), снимавшийся сразу в нескольких странах. А ещё именно «Довод» стал для многих мировых рынков первым кинотеатральным релизом после примерно полугодичного периода закрытия кинотеатров из-за пандемии.
Шестая строка досталась фильму «Рок влюблённых» Стива МакКуина, режиссёра «12 лет рабства». Фильм – часть антологии «Голос перемен», которую МакКуин снимал специально для телеканала BBC. Большая часть фильмов, вошедших в этот своеобразный альманах, основаны на реальных событиях, а вот историю, рассказанную в «Роке влюблённых», МакКуин выдумал. Главные герои – влюблённые-афроамериканцы, которые знакомятся на вечеринке в стиле регги, происходившей в одном из лондонских домов в 80-х годах. Изначально «Рок влюблённых» и «Мангровые заросли» (ещё один фильм альманаха МакКуина) планировали показать на отменённом из-за коронавируса Каннском фестивале.
Киновоплощение бродвейского мюзикла «Американская утопия», поставленного по мотивам песен Дэвида Бирна из музыкальной группы Talking Heads, стало фильмом открытия 45-го кинофестиваля в Торонто. После этого его показал канал HBO. Режиссёром «Американской утопии» выступил обладатель «Оскара» Спайк Ли. Пресса называет этот фильм высказыванием на тему человеческих отношений.
Главный победитель «Сандэнса» 2020 года – драма «Минари» – находится на восьмой строчке Абсолютного топа киноканала «Синема». Критики признаются, что если бы повествование в этом фильме велось от лица взрослого человека, то он вряд ли мог бы претендовать на награды. Историю в «Минари» рассказывает семилетний Джейкоб – мальчик из корейской семьи, перебравшейся в США в поисках лучшей жизни. В России релиз запланирован на весну 2021-го.
Основанный на реальных событиях фильм «Просто помиловать» с Майклом Б. Джорданом и Джейми Фоксом расположился на девятом месте. В центре сюжета этой судебной драмы – история жизни чернокожего юриста Брайана Стивенсона, посвятившего себя борьбе за равные права в суде для незащищённых слоёв населения: не только для чернокожих, но и для всех тех, кто не мог себе позволить квалифицированного (а, значит, заинтересованного в победе) адвоката.
По соседству с этой судебной драмой находится другая – лента стримингового сервиса Netflix «Суд над чикагской семёркой» замыкает десятку лучших фильмов 2020 года. Режиссёром и автором сценария «Семёрки» выступил Аарон Соркин, получивший «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий» за фильм «Социальная сеть». Соркин – один из самых заметных драматургов в современном американском кино. В основном он специализируется на биографических картинах. В частности, среди его последних работ такие кинокартины, как «Большая игра», «Стив Джобс», «Человек, который изменил всё». «Суд над чикагской семёркой» считают одним из фильмов, которые могут получить номинацию на премию Американской киноакадемии.