«Космическая одиссея» по праву занимает первую строчку топа. Фильм Стэнли Кубрика — образчик жанра научной фантастики. Он стал одним из самых успешных релизов 1968 года, картину посмотрели около 40 млн человек. Также история о космосе получила премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Режиссёр добился невероятной реалистичности: сложные комбинированные съёмки межзвёздного полёта даже сейчас смотрятся весьма достойно. Фильм внесён в Национальный реестр США, а Американский институт кино назвал «Одиссею» лучшей научно-фантастической картиной в истории Голливуда. NASA тоже отдало дань уважения фильму Кубрика. В 2001 году агентство запустило к Марсу аппарат, названный «2001 Марс Одиссей». А Дэвид Боуи, находясь под впечатлением от картины Кубрика, написал знаменитую пеню «Space Oddity».
Научно-фантастический фильм Ридли Скотта об агрессивных инопланетных существах давно входит в золотой фонд мирового кинематографа. «Чужой» оказался не только хитом бокс-офиса и предметом культа среди фанатов, но также был обласкан критикой и получил множество престижных наград, в том числе премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. А также сделал актрису Сигурни Уивер самой узнаваемой женщиной-киноастронавтом. Но главное, «Чужой» подарил миру новое ужасное чудовище – «ксеноморфа» и породил одну из самых долгоиграющих франшиз.
Фантастическая притча о реальности, иллюзии и свободе занимает третье место абсолютного рейтинга. «Матрица» практически мгновенно стала культовой. Картина оказала огромное влияние на множество областей: от компьютерных игр до моды. Это первый в истории фильм, DVD-версии которого были проданы миллионным тиражом. Новаторская картина был отмечена четырьмя статуэтками «Оскар». Грандиозный успех «Матрицы» подтверждают и кассовые сборы, превысившие бюджет фильма более чем в семь раз (при бюджете 63 млн фильм собрал 460 млн долларов).
«Бегущий по лезвию» — следующая режиссёрская работа Ридли Скотта после успешного «Чужого». Это одна из величайших научно-фантастических картин за всю историю кино, закрепившая за собой статус культовой классики. У фильма удивительная судьба. «Бегущий по лезвию» провалился в прокате, зрители его раскритиковали, и долгое время он оставался непонятым. Картина, в которой главные роли сыграли Харрисон Форд и Рутгер Хауэр, получила новую жизнь благодаря видеокассетам. По достоинству оценить историю зрителям помогла режиссёрская версия. Сегодня уже ни у кого нет сомнений, что это один из лучших фантастических фильмов в истории Голливуда. Лента опередила время и теперь смотрится как пророчество: создатели фактически предсказали перенаселение, генную инженерию, клонирование и многое другое.
«Начало» — один из самых успешных и обсуждаемых фильмов последнего десятилетия. Картина о людях, которые воруют секреты из чужих снов, путешествуя по лабиринтам сознания, стала для Кристофера Нолана воплощением мечты. Над сценарием он работал целых 10 лет. Фильм с суперзвёздным актёрским составом (Леонардо Ди Каприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пейдж, Марион Котийяр, Том Харди, Том Беренджер, Майкл Кейн) заработал в прокате 825 млн долларов и восемь номинаций на премию «Оскар», из которых выиграл в четырёх.
«Метрополис» — шедевр и легенда мирового кинематографа, самый известный фильм Фрица Ланга и самая дорогая картина за всю историю немого кино (бюджет в 5 млн рейхсмарок с учётом инфляции составил около 200 млн долларов). Фильм поражает размахом, массовыми сценами, в которых участвовало более 30 тысяч человек, изобретательным монтажом и мастерским дизайном. Режиссёр придумал свой, неповторимый город будущего и создал первый научно-фантастический блокбастер с революционными спецэффектами.
Вторая часть истории о войне роботов и людей обрела заслуженный статус голливудской классики. Именно в этом фильме прозвучала легендарная фраза героя Арнольда Шварценеггера «I’ll be back», которая ушла в народ. «Терминатор 2» стал образцовым сиквелом. Он собрал полмиллиарда долларов в прокате и получил четыре премии «Оскар»: за звук, монтаж звука, грим и, разумеется, визуальные эффекты. Джеймсу Кэмерону удалось вывести «Терминатора» на новый уровень: история про киборга-убийцу выросла до размеров эпического кинополотна о семье, сложном выборе и отношениях между человеком и машинами. А инновационные решения и талантливые актерские работы усилили успех этой киноленты.
«Назад в будущее» входит в золотую киноколлекцию Голливуда. Всемирно известный учёный-астрофизик Карл Саган назвал его лучшим фильмом о путешествиях во времени, а 21 октября и вовсе стал общемировым днём этой картины. По сюжету 21 октября 2015-го — конечная точка маршрута путешественника во времени. «Назад в будущее» стал самым кассовым фильмом 1985 года, собрав 210 млн долларов в Америке и 380 млн по всему миру при бюджете в 19 млн. Оставив позади такие картины как «Рэмбо» и «Рокки IV», вышедшие в том же году. Фильм получил несколько номинаций на «Оскар» и выиграл его за «звуковой монтаж». Но самое главное, лента положила начало культовой франшизе.
Эпическая картина стала одним из лучших эпизодов саги «Звёздные войны» и одним из самых высоко оценённых фильмов в истории кино. Лента возглавила список журнала Empire «301 величайший фильм всех времён», для которого были опрошены 250 тысяч киноманов. Именно в этом эпизоде космической саги обостряется борьба за Галактику и именно здесь сценарист Джордж Лукас придумывает сценарный ход, который стал одним из самых известных сюжетных поворотов в истории кино: зрители узнали, что Дарт Вейдер — отец Люка. Киноакадемия наградила «Империю» «Оскарами» за звук и визуальные эффекты. Также лента была удостоена британской награды BAFTA за музыку и премии «Сатурн» за «лучший фантастический фильм».
Абсолютный рейтинг лучших научно-фантастических фильмов всех времён замыкает культовый «Солярис», который был снят на студии «Мосфильм». Андрей Тарковский создал картину по мотивам одноимённого романа польского писателя Станислава Лема. Но основной акцент сделал не на неопознанных объектах, а на чувствах людей, их внутреннем мире. «Солярис» был благосклонно принят на западе: фильм получил второй по значимости приз Каннского фестиваля — «Гран-при».