Вспоминаем самые знаковые роли Оксаны Акиньшины
Как оказалось, их немало
На отечественных стриминговых платформах вот уже неделю идёт космический sci-fi блокбастер «Спутник». Главную роль в фильме сыграла Оксана Акиньшина. Актрисе удалось создать образ сильной и глубокой молодой женщины, который нечасто встретишь в коммерческом проекте. Снявшись в «Спутнике», она обновила свой пропуск в большое кино. Вспоминаем другие её знаковые роли.
Вспоминаем самые знаковые роли Оксаны Акиньшины
Бодров: «покажи мне любовь»
Оксана попала в кино в возрасте тринадцать лет – и сразу стала звездой, потому что фильм «Сёстры» (2001) Сергея Бодрова-младшего, его режиссерский дебют, был культовым по умолчанию, ещё до своего выхода. Понятно, что в фильме ощущалось сильное влияние Алексея Балабанова, у которого Бодров сыграл в «Брате». Но даже тот вряд ли бы пригласил на две главные роли маленьких девочек без какого бы то ни было актёрского опыта. Кате Гориной на тот момент было только восемь, а Оксана едва вступила в подростковый период. В фильме Бодрова она немного девушка из боевиков Люка Бессона, как Милла Йовович или Натали Портман. Хрупкая снаружи, но быстро понимающая, как нужно пользоваться огнестрельным оружием, угловатая, но при этом женственная и безжалостная. Акиньшина и Горина получили на «Кинотавре» приз за лучший актёрский дуэт.Трейлер фильма «Сёстры»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Сразу после этого крупный шведский режиссёр Лукас Мудиссон («Покажи мне любовь», «Вместе») пригласил её на главную роль в картине «Лиля навсегда». Акиньшина сыграла там малолетнюю проститутку поневоле. У этой жёсткой социальной драмы с религиозным подтекстом и грустным финалом была успешная фестивальная судьба, сама Акиньшина удостоилась нескольких главных призов. Например, приз в категории «Лучшая актриса» на Международном кинофестивале в Хихоне, приз Canal+ на Стокгольмском кинофестивале, «Золотой жук» как «Лучшей актрисе» от Шведской Академии Кинематографии.
Трейлер фильма «Лиля навсегда»
Your browser doesnt support HTML5 video.
К шестнадцати годам она была уже красавицей со славянской внешностью, международной известностью и, что важно, очевидным талантом. А ещё у нее был и остаётся непростой характер, который, по разному сказывался на её карьере. Однажды её утвердили на роль в «Статском советнике», знаковом проекте в российском кино. Но она просто не явилась на съёмки, и девушку пришлось заменить другой актрисой. И не похоже, чтобы она когда-нибудь пожалела об этом поступке. В тот момент её, кажется, больше увлекало авторское кино.
Оксана Акиньшина в фильме «Превосходство Борна»
В 2002-м она играет «В движении» Филиппа Янковского, в 2003-м появляется в прогремевшем на всю страну сериале «Каменская». Затем она снимается в «Играх мотыльков» Андрея Прошкина – там она партнёрша Алексея Чадова, на тот момент актрису связывали с ним личные отношения.
Параллельно у неё развивается карьера за рубежом. Сначала главная партия в голландском фильме «Юг», а потом то, о чём многие могут только мечтать – не слишком большая, но всё же роль в голливудском блокбастере мирового уровня – шпионском триллере «Превосходство Борна». В картине «Москва Zero» у неё большая роль, причём там она играет рядом с Винсентом Галло и Вэлом Килмером. Правда, после этого фильма Акиньшина в международных проектах сниматься перестала, переключившись на российское коммерческое кино. Теперь она - секс-символ и фигурантка скандальной светской хроники, но это уже другая глава её творческой биографии.
Польза, «спасибо, что живая!»
В 2006 году Акиньшина переживает новый карьерный взлёт. Она играет роль кнесинки Елень в экранизации отечественного бестселлера «Волкодав». Её героиня моментально приковывает к себе внимание. Она - уже не девочка, а прекрасная девушка, которая вот-вот превратится в женщину. Этим фильмом ознаменовался её окончательный уход от зарубежных проектов, как голливудских, так и европейских. Возможно, всё дело в неуступчивом характере актрисы, или всему виной её бурная личная жизнь, которая тогда активно обсуждалась жёлтыми СМИ. Как бы то ни было, Акиньшина решила сосредоточиться на отечественном кино, вовремя заметив его потенциал.
Трейлер фильма «Волкодав»
Your browser doesnt support HTML5 video.
И новая яркая роль не заставила себя долго ждать. В 2007-м режиссёр Валерий Тодоровский утвердил её на главную роль в своём блестящем мюзикле «Стиляги». И вот тут уже Акиньшина стала звездой национального масштаба. Её Польза - сексуальна, умна и остра на язык, такая девушка украсит любую компанию и обворожить ей под силу, кого угодно, не только такого новичка в любовных делах, как Мэлс. «Стиляги» получились шумными, блестящими и настоящими, после такого суперхита Акиньшина могла себе позволить выбирать любые роли в коммерческих фильмах-тяжеловесах. Можно смело сказать, что на тот момент она была главной молодой российской актрисой. Не по количеству фильмов (Акиньшина всегда старалась не играть слишком часто), а по сочетанию горделивой красоты, ума и магнетизма, который она транслировала с экрана с непревзойденной интенсивностью.
Трейлер фильма «Стиляги»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Акиньшина экспериментировала. Сыграла в «Райских птицах» Романа Балаяна, где была партнёршей по площадке самого Олега Янковского. Снялась в амбициозном панк-проекте «Я» Игоря Волошина, своеобразным продолжении его «Нирваны». Попробовала силы в комедии – у Егора Баранова в «Самоубийцах». Получилось очень неплохо, оказалось, что с юмором и его тонкой передачей у актрисы всё в порядке. До этого её героини, в основном, демонстрировали мрачный сарказм.
Трейлер фильма «Высоцкий, спасибо, что живой»
Your browser doesnt support HTML5 video.
И всё же самой мощной актёрской работой тех лет стала её красавица Татьяна в национальном блокбастере Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011). Девушку, которая провела с Высоцким последние годы жизни, она воплотила в равной степени чувственно и убедительно, создав образ сильной героини, готовой пойти на многое ради того, кого любит. Акиньшина всегда понимала, когда надо выкладываться по полной, и тут она вложила в свою роль куда больше драматизма, чем во всех фильмах до и после «Высоцкого» в радиусе трёх-четырёх лет. В интервью она часто и охотно признавалась, что эта работа была для неё рубежной. Никто с этим не спорил, и трудно понять, почему она и дальше не пошла тем же путём. Как раз в России стали выходить на экраны спортивные драмы, ремейки советских хитов и другие блокбастеры, где можно было показать свой талант. Возможно, рождение второго и третьего ребёнка и новый брак заставили Акиньшину пересмотреть приоритеты.
«Спутник»: своя среди «чужих»
В следующие годы она выбирала только небольшие жанровые проекты. Романтические комедии – с Владимиром Зеленским, будущим президентом Украины, а тогда просто успешным комиком, – они отыграли два фильма про «8 первых свиданий». Плутовские комедии – две части «СуперБобровых», где героиня Акиньшиной становилась невидимой, но только при условии, что она будет без одежды, что не без вкуса обыграно в сюжете. Боевик «Молот» (2016), где Акиньшина вновь играет со своей первой любовью и партнёром по «Играм мотыльков» Алексеем Чадовым. Хоррор «Рассвет» (2018), провалившийся в прокате, но зато сделанный с большим количеством звёзд дебютантом Павлом Сидоровым. Всё это было интересно, но Акиньшина, заслужившая у критиков звание «необработанного бриллианта русского кино», способна на большее, и все это знали. Она – тоже.Трейлер фильма «8 новых свиданий»
Your browser doesnt support HTML5 video.
И в этом смысле её роль в фантастическом триллере «Спутник» - возвращение к настоящей драматической игре. Акиньшина здесь выглядит значительно старше своих лет, у неё нет броских нарядов и зачастую она играет одними только глазами. Казалось бы, мы уже видели таких её героинь - трудный характер, грубоватая манера общения, упрямство и подкупающая прямота.
Трейлер фильма «Спутник»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Но персонажи Акиньшиной всегда с двойным дном. Она мастер двухуровневой игры и может сначала показать своего героя таким, каким его видят окружающие, а потом постепенно раскрывать его истинную суть, заставляя зрителя всматриваться в него всё пристальнее. Внутри доктора Климовой, столкнувшейся с неизведанным, бушуют страсти, её изводят мрачные воспоминания. Конечно, ситуация, в которую она попала, мало располагает к веселью: секретная советская база, повсюду зеки, военные с их тайнами, да ещё и космонавт, прилетевший с задания на Землю с «чужим». Всё это предполагает сугубо жанровый подход без изысков. Но Акиньшина – и именно она – своей цельной и взрослой игрой выводит «Спутник» в разряд более серьёзного кинематографа, не хоррора, а драмы с философским подтекстом и тонкими параллелями. Как ни странно, но игра Оксаны Акиньшиной едва ли не главное достоинство этого фильма, она выразительнее компьютерных эффектов и переполненной саспенсом фабулы. Выдержки Климовой могла бы позавидовать Рипли из «Чужого», а Сигурни Уивер – самой Акиньшиной, которая так чётко справляется с этой ролью.
Тизер фильма «Чернобыль: Бездна»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Актриса, которую снимали Бодров и Мудиссон, снова в большом кино, и это подарок для всех, кто смотрит отечественные фильмы. Вскоре Данила Козловский (надеемся, коронавирус ему не помешает) представит свою драму «Чернобыль: Бездна», где у Акиньшиной опять главная роль. И тут важно не сбавлять оборотов, а продолжать и дальше провоцировать, удивлять и заставлять задуматься. Оксана Акиньшина слишком хорошо знает, как это делается.