Для всего мира Роберт Дауни-мл. – это прежде всего Тони Старк, также известный как Железный человек. Эксцентричный, саркастичный и самовлюблённый изобретатель, богач и боец, он – один из самых ярких бойцов отряда Мстителей. Фильмы с участием Железного человека, будь то главные роли или камео, собрали каждый не менее полумиллиарда долларов в мировом прокате, а некоторые преодолели миллиардную отметку. Они превратили Дауни в одного из самых высокооплачиваемых актёров Голливуда, его годовой доход приближается к 100 млн долларов.
Второй всемирно известный хит с участием Дауни – версия приключений конандойловских героев в форме модного стимпанковского антуража. От известных с детства персонажей здесь остались разве что имена и некоторые привычки, а детектив стал боевиком, в котором с огромной скоростью сменяют друг друга спецэффекты, а Холмс с Уотсоном едва успевают подтрунивать над происходящим. Зрители были ошеломлены такой подачей – и мода на Холмса вновь охватила весь мир, пошли сериалы – один другого своеобразнее.
Вряд ли кто-то, создавая эту молодёжную комедию, думал, что спустя десятилетия её будут смотреть только благодаря одному исполнителю роли второго плана, симпатичному сыну актёра и режиссёра Роберта Дауни. Здесь он играет школьного хулигана, который постоянно придумывает всевозможные проделки, среди которых есть далеко не безобидные. Но в результате следить за ним куда интереснее, чем за главными героями картины.
Молодой человек, у которого впереди успешная карьера и счастливая жизнь. Если он сможет преодолеть свою кокаиновую зависимость, конечно. Роберту Дауни здесь досталась очень выгодная роль, драматическая, физиологичная, прямой выход на оскаровский трамплин. Формально это роль второго плана, но актёра заметили и вскоре стали приглашать на очень серьёзные проекты.
Чаплин
Chaplin
1992
/ Биографический фильм, Комедия, Драма
/ США, Япония, Франция, Италия
Первая по-настоящему большая роль Дауни считается в то же время и его самой заметной, самой лучшей работой в кино. Потомок литовских евреев, Дауни даже внешне похож на Чарльза Спенсера Чаплина, а то, что он делает на экране, заставляет предположить, что более впечатляющего Чаплина на экране мы вряд ли увидим в обозримом будущем. За создание этого образа Дауни номинировали на «Золотой глобус» и «Оскар», а Британская киноакадемия, не раздумывая, просто вручила ему награду как лучшему актёру года.
Среди тех, кто заметил Дауни, оказался великий Роберт Олтман, один из главных режиссёров своего поколения. Он очень тщательно отбирал актёров, создавая ансамбли, сразу становящиеся частью истории. Дауни стал частью такого ансамбля в одной из самых сложных и прославленных работ мастера. Олтман запомнил Дауни, и они впоследствии успели ещё поработать вместе.
Персонажей этого фильма нельзя не возненавидеть, но невозможно не полюбить. Микки и Мэллори убивают всех подряд, и героя Дауни они тоже обязательно застрелят. Но перед этим он многое сделает для того, чтобы они превратились в медийных суперзвёзд, потому что они показали ему и его тёмную сторону. Вернее, его самую тёмную сторону, потому что он и без них был мерзавцем. Нервный, болтливый, умный, хищный – он идеально вписывается в систему персонажей Оливера Стоуна.
Опять у героя Дауни проблемы с наркотиками, но играет он их уже более сдержанно и тонко. За роль в этом телесериале ему достались две больших награды – «Золотой глобус» за роль второго плана и возможность спеть с самим Стингом. Неизвестно, что для актёра было важнее, но роль в сериале он в итоге потерял, так как у него возникли серьёзные проблемы с правосудием. А студиям не очень нравится, когда у звёзд сериалов постоянно случаются приводы в полицию с последующими тюремными сроками.
Роман Филипа К. Дика «Помутнение», вероятно, можно было экранизировать только так: сначала снять традиционный фильм, а потом долго и кропотливо обрабатывать изображение, превращая его в анимационное. Разумеется, где Роберт Дауни, там и тема наркотиков, которой и посвящён сюжет «Помутнения». Дауни здесь не главный герой, но его нервный персонаж с постоянно меняющимся выражением лица и неустойчивой психикой становится самым ярким образом в этом неторопливом повествовании.
И снова персонаж Дауни – наркоман и параноик. Правда, он становится таким не сразу. Дауни показывает сложную эволюцию героя от преуспевающего и успешного журналиста, который хочет написать большую статью про маньяка-убийцу, до опустившегося озлобленного маргинала, который сам кажется куда опаснее любого извращенца. История тем загадочнее, что основана на реальных событиях, так что трактовка личности героя Дауни становится тем более двусмысленной.
Самая провокационная роль Дауни за всю его карьеру – австралийский актёр, который решает примерить на себя личину чернокожего коммандос и отправиться в джунгли воевать. Ничего смешнее от Дауни вы точно не видели и не слышали, и его голос здесь настолько меняется, что легко представляешь его в какой-нибудь экранизации «Хижины дяди Тома». Видно, что актёры способны пойти на всё что угодно ради «Оскара», и хотя Дауни статуэтка опять не досталась, номинацию за роль второго плана он получил. И на «Глобус» его тоже номинировали.
В последние годы Дауни как будто отошёл от серьёзных драматических поисков, сосредоточившись на коммерческих проектах о Холмсе и Железном человеке. Среди его последних интересных работ – драма «Судья», где Дауни, впрочем, как будто продолжает играть Железного человека в других, более реалистичных обстоятельствах. Может, поэтому все лавры достались в этот раз не ему, а его партнёру по фильму Роберту Дюваллу. Так мультимиллионеру Дауни словно бы напомнили: пока вспомнить былые достижения и брать новые драматические вершины, потому что если ты блестящий актёр, то это нужно доказывать снова и снова. Миллионы потратятся, а фильмы останутся в истории. Это будут не «Мстители» и не «Холмс», конечно.