На ММКФ показали картину «Посетители» Годфри Реджио
Легендарный режиссёр лично представляет фильм
Пожалуй, «Посетители» - самый долгожданный фильм из всех представленных на ММКФ. Хотя бы потому, что его ждали 12 лет – с момента, когда Годфри Реджио выпустил «Накойкаци», третью часть своей знаменитой трилогии «Каци» («Катси»). Казалось, фильмов от него больше не последует, но «Посетители» уже покорили США и многие другие страны Запада и теперь сразили московскую публику. На показ картины в зале IMAX было невозможно попасть и доходило едва не до рукоприкладства.
На ММКФ показали картину «Посетители» Годфри Реджио
Начиная с конца 70-х до начала 2000-х, Годфри Реджио выпустил три полнометражных фильма (единственных за всю его карьеру), образовавших трилогию «Каци». Это были огромные по масштабу полотна без слов, где на зрителя под музыку Филипа Гласса неслись мощным потоком пустыни и облака, толпы мегаполиса и колонны грузовиков, вереницы взрывов и плеяды электрических звёзд, образованные аудиовизуальными образами из масс-медиа. По сути, это было грандиозное по размаху и масштабу послание человечеству, призыв одуматься, пока цивилизация, запутавшаяся в войнах, технологической гонке и тотальной лжи самим себе, сама себя не погубила окончательно. Реджио не просто режиссёр, он – пророк, а его «глаголы» – аудиовизуальные образы.
Здесь Реджио делает переход к метафорам. В трилогии «Каци» у него много величественных видов, насыщенных гармонией и миром: природа поставлена в пример человеку, оторвавшемуся от неё. В «Посетителях» Реджио показывает затопленные леса, болота, пустоши, свалки, разрушенные дома – такой он видит душевную жизнь своих героев, то есть, самых простых современных людей, нас с вами. Информационные бури высосали из нас наше собственное содержимое, люди сами превратились в экраны, плоскости, на которые можно проецировать что угодно. Этот вывод напрашивается после просмотра Реджио, но не навязывается им. Он просто предлагает взглянуть на себя со стороны, ощутить себя чужим человечеству, как это делает горилла из Нью-Йоркского зоопарка, занимающая в «Посетителях» особое место. Она – единственная личность в фильме, её взгляд всегда полон и… мудр. Тоже превосходная метафора, хотя весёлой её нельзя назвать – так же, как и выдающийся фильм Годфри Реджио.