ФильмПро Ты решаешь, что смотреть

3D: казнить нельзя помиловать

Какие перспективы у трёхмерных лент в российском прокате?

После успеха «Аватара» 3D прочно вошло в жизнь любого кинозрителя. Некогда забавный аттракцион давно перестал был чем-то необычным. Потому появляется всё больше разговоров о том, что закат эпохи 3D не за горами. Правда ли, что пресыщенный зритель уже не готов переплачивать за объёмное изображение? И почему трёхмерность фильма уже не является гарантией его коммерческого успеха?

3D: казнить нельзя помиловать

Американские зрители предпочли двухмерную версию последних "Пиратов Карибского моря"

Если проследить мировую тенденцию развития 3D-сегмента киноиндустрии, то сегодня действительно можно констатировать плавное снижение доли кассовых сборов, приходящихся на этот формат. Например, если в 2009 году 3D-версия фантастического блокбастера Джеймса Кэмерона «Аватар» обеспечила релизу 80% общего дохода, то годом позже 3D-копии мультфильма «Шрэк навсегда» заработали лишь 60% от кассы картины, а сборы «Как приручить дракона» в 3D составили 57% от общих.

В 2011 году мировая касса «Тачек-2» добралась до $544 млн., причём на сборы 3D-копий фильма в первый уикенд приходится только 40%. Показатели 3D-версии «Пиратов Карибского моря: На странных берегах» и того меньше: за первый уикенд - всего лишь 38% от выручки.

В российском прокате дела обстоят несколько иначе. В заключительный летний уикенд 2011 года стартовала пятая часть франшизы "Пункт назначения 5", снятая в 3D. В США, где премьера состоялась двумя неделями ранее, картина собрала за первый уикенд всего $18 млн. против стартовых $27 млн. четвёртой части «Пункта». Америка пресытилась не только однообразием построения сюжета, но и трёхмерными эффектами. Но отечественный зритель всегда был более консервативен, и раз уж он полюбил 3D, то вряд ли так быстро, как американцы, от него откажется. Потому в России «Пункта назначения 5» ждал самый успешный старт за всю историю франшизы - $7,9 млн.

С 30 декабря 2010 года по 15 мая 2011 года в России демонстрировалось 26 фильмов в формате 3D. Их кассовые сборы составили около 30% от общих кассовых сборов за этот период, достигнув отметки в 3,78 млрд.руб.


Cпециально под «Аватар» в России было открыто больше сотни 3D-залов

В нашей стране, впрочем как и во всем мире, 3D стало модным после триумфа «Аватара». Вышедший в середине декабря 2009 года фантастический блокбастер Джеймса Кэмерона собрал 3,6 млрд.руб. При этом 2,77 млрд.руб. из этой суммы прокатчикам принесла демонстрация фильма в форматах 3D и IMAX. Это составляет 77% от общей суммы кассовых сборов картины.

Успех «Аватара» вызвал бум производства картин в 3D и, как следствие, постоянный рост кинозалов, имеющих возможность демонстрировать такое кино. Потому год от года число картин, вышедших в формате 3D, росло как на дрожжах. Но большая часть снятых фильмов технически и качественно была далека от шедевра Джеймса Кэмерона, а потому трёхмерное кино всё чаще не оправдывало ожиданий зрителей.

Всего за 2010 год в российском прокате работало 32 картины, предназначенных для просмотра в 3D, но привлечь более миллиона зрителей удалось только 18 из них.


Мультфильм «Шрэк навсегда» собрал в мировом прокате меньше, чем предыдущие части мультфильма, снятые в старомодном 2D


Восемь из упомянутых восемнадцати популярных проектов, вышедших либо исключительно в 3D, либо одновременно в двух форматах, являются мультипликационными фильмами известных мировых студий. Среди них - «Шрэк навсегда», «Рапунцель: Запутанная история», «Как приручить дракона», «Мегамозг», «История игрушек: Большой побег».

Семь фильмов (в том числе «Трон: Наследие», «История игрушек: Большой побег», «Кошки против собак: Месть Китти Галор» и «Шаг вперед 3D») являются продолжениями популярных франшиз. А шестнадцать из восемнадцати фильмов и без того имели высокий уровень зрительских ожиданий. Из чего можно сделать вывод, что для популярности этих картин были более чем весомые основания и без стереоформата.

При этом у 3D-фильмов, не собравших миллиона зрителей, не наблюдается весомых прокатных преимуществ по сравнению с проектами-аналогами, вышедшими исключительно в 2D. Например, у тех же «Кошек против собак", собравших чуть более 65 млн.руб. в первый уикенд, стартовый результат хуже, чем у схожей по целевой аудитории «Мести пушистых», которая не демонстрировалась в 3D, но, тем не менее, собрала более 81 млн.руб.

Российская киноаудитория ещё окончательно не сформировала свое отношение к формату


Существуют различные подходы к оценке эффективности формата 3D. Если обратиться к результатам социологических исследований зрительских предпочтений за 2010 год, то можно увидеть, что лишь 7% респондентов являются ярыми приверженцами 3D, 21% опрошенных следят за трёхмерными новинками и стараются их посмотреть, а наибольшая часть – около четверти опрошенных – выражает свое равнодушное отношение к формату.

Тем не менее, статистика кассовых сборов демонстрирует достаточно высокую прокатную отдачу от 3D-показа. Она проявляется не только в большей кассовой наработке у 3D-копий, которую можно было бы объяснить более высокой ценой билета, но и в большей посещаемости трёхмерных показов.

У подавляющего большинства фильмов, вышедших в 2010 году параллельно в двух форматах, число проданных билетов на 3D было в среднем в 1,5-2 раза выше, чем на 2D.


Инноватор Джеймс Кэмерон в продолжениях "Аватара" готовит новую техническую революцию

Выбирая из двух вариантов просмотра фильма, зрители отдают предпочтение более зрелищной "объёмной" картинке. Но часть зрителей воспринимают 3D как сомнительный аттракцион, и формат не станет для них решающим фактором. К тому же более высокая стоимость билета на сеанс фильма в 3D, напротив, способна отпугнуть. Это обстоятельство обычно сказывается на кассовых результатах фильмов, не имеющих масштабной рекламной поддержки и выходящих только в трёхмерном формате.

Многие эксперты киноиндустрии уверены, что спад зрительского интереса к 3D уже близок. Даже Джеймс Кэмерон считает, что повальное увлечение 3D не ведёт к развитию кино:

3D в чистом виде - лишь очередной способ делать деньги, подстёгивающий аудиторию к покупке билетов».

За границей звёздных собак встретили теплее, чем дома - в России

В Россию 3D-технология производства кинолент дошла с опозданием. Снимать в 3D - технически сложно и очень дорого. Кроме того, первые образцы отечественного трёхмерного кинематографа не окупились в прокате. В сентябре 2010 года в кинотеатрах появился "объёмный" мультфильм «Звёздные собаки: Белка и Стрелка». На его создание, по словам производителей, было потрачено около 3,5 млн. евро. В российских кинотеатрах фильм собрал лишь $6,3 млн. После чего картина отправилась в международный прокат. Со временем с горем пополам "Звёздные собаки" всё-таки вышли в плюс.

В октябре 2010 года на широких экранах успешно стартовал российский фэнтези «Тёмный мир». В первый уикенд он стал лидером по сборам, но к окончанию проката в декабре 2010 года заработал в общей сложности только $8,35 млн. Между тем, финальные затраты на его создание составили около $6,5 млн. Хотя, справедливости ради, заметим, что затраты на конвертацию картины в 3D и выпуск в прокат были частично профинансированы государством.

В России мультфильм «Кукарача» не вызвал зрительского ажиотажа

В январе 2011 года на экраны вышел отечественный фильм-пародия «Самый лучший фильм в 3D» - первый российский кинопроект изначально снятый на специальные 3D-камеры. Лента стала лидером по сборам ($5,3 млн.) в первый уикенд проката, но так и не смогла окупить в кинотеатрах свой бюджет в $8 млн. Следом, весной 2011 года, стартовал 3D-мультфильм «Кукарача», принесший его создателям чуть более $2 млн., при том, что его бюджет составил около $4,5 млн.

Однако, стоит отметить, что после нескольких финансовых неудач отечественный кинематограф не оставил попыток снимать фильмы в 3D. В обозримом будущем состоится премьера нового фильма Фёдора Бондарчука "Сталинград", который будет демонстрироваться в этом формате. Бюджет проекта составляет $30 млн. Производство фильма пройдёт при содействии Фонда поддержки кино. Выход «Сталинграда» в прокат ожидается в конце 2013 года и будет приурочен к 70-летию битвы. Если фильм получится и понравится зрителю, 3D будет способствовать увеличению его кассовых сборов. Но, в случае, если с картина окажется слабой, то никакой 3D ей уже не поможет.
Аватар, Пункт назначения 5, Шрэк навсегда, Тачки 2
Джеймс Кэмерон, Фёдор Бондарчук
1180 просмотров
0 комментариев

Свежие новости

Все новости

Популярные материалы

Все популярные

Подборки

Все подборки

Новые трейлеры

Все новые трейлеры