«Бездельники» оживили Виктора Цоя
Выборгский кинофестиваль "связал" прошлое с современностью
Программа Выборгского фестиваля началась с ретроспектив. И речь идёт не только о демонстрации старых картин, хотя было и это. Во второй день киносмотра своё 25-летие отпраздновал фильм Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе «Плюмбум, или Опасная игра». Кроме того, показаны две новые конкурсные работы, тесно связанные с прошлым, - «Бездельники» Андрея Зайцева и «Криминальные обстоятельства» Владимира Карабанова.
«Бездельники» оживили Виктора Цоя
До "Бездельников" Андрей Зайцев получил огромный опыт, работая режиссёром на телевидении и ассистентом у Никиты Михалкова.
Документальный фильм Зайцева «Виктор Астафьев. Весёлый солдат», виртуозно сочетавший постановочные сцены с фрагментами интервью писателя, совсем недавно получил массу призов на всевозможных фестивалях.
В 2011 году вышли несколько фильмов с Антоном Шагиным, в частности, "В субботу" мэтра российского кино Александра Миндадзе и "Без мужчин" Алисы Хмельницкой
Но никто не мог представить, что первая игровая работа Зайцева окажется настолько привлекательной. Главный герой, которого играет Антон Шагин (Мэлс из «Стиляг») - это как бы Виктор Цой, если бы он родился на тридцать лет позже и в наше время был обычным парнем, который поёт для друзей хулиганские песни.
«Цифровое» изображение и съёмки без штатива – замечательное достижение оператора Ивана Финогеева, известного зрителю по «Виктору Астафьеву» и картинам Марии Кравченко «Собиратели теней» и «Части тела». Уже в этих лентах было понятно, что Иван великолепно умеет передавать жизнь с помощью камеры. Создаваемый им в «Бездельниках» эффект абсолютной документальности происходящего быстро заставляет аудиторию мысленно преодолеть дистанцию между реальным Цоем и современным парнишкой.
Песни в фильме Зайцева – это знакомые мелодии рок-легенды, даже оригинальные записи группы «Кино» звучат за кадром, а никакого дискомфорта нет. Мы верим, что Цой – прямо перед нами, только живёт он сейчас и мучается современными обычными проблемами парня из пригорода. Зайцев усиливает документальный стиль топографической точностью фильма. Его Москва – это постоянные вагоны метро, в которых ездят герои, узнаваемые улицы, и даже кладбище выбрано одно из самых известных.
Изощрённости Зайцева можно только позавидовать. Молодые актёры разыгрывают совершенно аутентичные сцены с пьянками, «квартирниками», поцелуями на пляже и свиданиями «у памятника». А где-то среди всего этого антуража взрастает будущая рок-легенда, хотя пока что это Цой, который ещё не встретил БГ и не попал в «движение». Потому песни «Кино» подобраны не слишком известные, но именно молодые и панковские: «Бездельник», «Я хочу быть кочегаром» и другие. В самый раз для «квартирников».
Кроме песен – проблемы с учёбой, несчастная любовь, первая слава и прочие радости жизни. Простая история, рассказанная талантливым режиссёром. О прошлом, о Цое, но и о нас. О том, что Цой ни капли не устарел, и его реальность сегодня жива в настоящей, неглянцевой обыденности пригородов и провинции.
Фрагмент фильма "Бездельники"
AMP-страницы не поддерживают Flash, для просмотра откройте полную версию страницы
«Криминальные обстоятельства» Владимира Карабанова также обращён к прошлому, причём сразу в двойном разрезе. В реальности «кризиса» Россия живёт в «Великой депрессии», заявляется в начальных титрах. Поэтому половину своей стилистики картина заимствует из гангстерских фильмов тридцатых годов.
В "Криминальных обстоятельствах" продажные полицейские, подпольные клубы и «крёстные отцы» сосуществуют с мобильными телефонами, новорусскими банкирами и никому не нужным музеем русского графа.
Кадр из фильма "Криминальные обстоятельства"
Иная грань стилистики картины – это кинематограф девяностых годов, а именно Квентин Тарантино и Гай Ричи, цитатами из которых переполнены «Обстоятельства», а также русские переделки языка «нового кино» о бандитах вроде «Восьми с половиной долларов». В фильме играют Иван Охлобыстин и Михаил Ефремов – главные лица современной поп-культуры. Они объединяют две реальности фильма с настоящим и превращают действие в сумасшедшую и циничную комедию, в которой один абсурдный поворот сюжета следует за другим.
Этот фильм совсем не похож на первую дебютную работу Карабанова «Слон» - слезливое роуд-муви о том, как девочка катает по стране живого старого слона. «Криминальные обстоятельства» - бенефис Охлобыстина и Ефремова в привычных и несколько старомодных обстоятельствах постмодернистского кинематографа.
Третий фильм второго дня Выборгского фестиваля - это «Плюмбум» Вадима Абдрашитова, который вышел четверть века назад. Говорить об этом фильме не имеет смысла. Он давно вошёл в ту категорию классических картин, о которых не рассуждают, а ограничиваются кратким: «Помнишь, в «Плюмбуме»...» Помним, конечно.