Теперь раскрасят и Эйзенштейна. «Александр Невский» - в очереди на колоризацию
Исторический боевик скоро будет выпущен в цвете
Споры по поводу «раскрашивания» комедий Александрова и Рязанова, а также сериала «Семнадцать мгновений весны» до сих пор не утихают. Стало известно, что компания RUSCICO, занимающаяся выпуском классических отечественных картин за рубежом, планирует ещё более провокационный шаг - выпуск цветного варианта фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Пока публика приходит в себя, авторы идеи стремятся всех успокоить.
Теперь раскрасят и Эйзенштейна. «Александр Невский» - в очереди на колоризацию
Пока лучшим образцом раскрашенного отечественного кино считается фильм «В бой идут одни старики». В отрывке из фильма можно оценить проделанную работу.
Your browser doesnt support HTML5 video.
Мы связались с крупнейшим специалистом по наследию творчества Сергея Эйзенштейна Наумом Клейманом. Клейман - киновед, директор Музея кино и Эйзенштейн-Центра в Москве. Поскольку во время нашего звонка он находился в Берлине, развёрнутого комментария он дать не смог, однако свою позицию в данном вопросе обозначил вполне ясно:
«Александр Невский» был полностью отреставрирован в 1986 году. Плёнка была очищена от дефектов, музыка - перезаписана, у титров - заменён шрифт. С тех пор фильм не подвергался никаким существенным изменениям.
Всё в том же интервью Игорь Лопатенок заявил, что не все чёрно-белые фильмы могут быть раскрашены. В частности, это не может быть сделано с теми картинами, где «чёрно-белая пластика задумана как художественный компонент». К таковым он отнёс «Чапаев» и «Летят журавли». Хотя и не объяснил, почему «Александр Невский», который Эйзенштейн намеренно снял чёрно-белым, не входит в их число. В защиту своего проекта он говорит лишь, что Эйзенштейн был поклонником цветного кино и вставил цветной фрагмент во вторую серию «Ивана Грозного». Впрочем, почему Эйзенштейн, в таком случае, не сделал тот фильм целиком цветным, как и «Броненосец «Потёмкин», где раскрашен только флаг, Лопатенок не объясняет. И о том, с какими тщательностью и осторожностью Эйзенштейн подходил к цвету в кино, тоже не вспоминает.
Пока ясно, что процесс колоризации старых лент необратим. Причём часть его признаётся оправданной почти всеми - когда речь идёт о лентах, раскрашенных вручную, но потерявших цвет со временем. Например, недавно был выпущен заново раскрашенный фильм Жоржа Мельеса «Путешествие на луну». Другая же часть (когда фильм делался без использования цвета) вызывает яростные споры, начиная с 80-х годов, когда Голливуд выпустил цветные версии «Касабланки» и «Мальтийского сокола». Зритель же смотрит цветные версии с удовольствием, что подтверждается высокими телерейтингами.