ММКФ. День четвертый
Отдыхая от эйфории выходных
После премьеры фильма Сергея Лобана «Шапито-шоу» критики и зрители сходятся на том, что это не только лучший российский фильм года из представленных на всех площадках страны, но и одно из главных событий фестиваля. Желающие могут успеть на повтор этого эпического и вместе с тем необычайно живого полотна, а мы предлагаем подумать, что еще можно посмотреть на фестивале.
ММКФ. День четвертый
«Шапито-шоу» Сергея Лобана
В первую очередь стоит сказать о том, насколько необычной была премьера «Шапито-шоу» в «Октябре». Съемочной группе фильма было выделено довольно много билетов в кинозал. Предварительно они разрекламировали фильм Лобана в Интернете, раздали огромное количество бесплатных приглашений. А перед самим показом расставили у «Октября» стойки с узнаваемым логотипом «Шапито-шоу», где фотомодели меняли пригласительные на билеты. Если же у кого-то не было пригласительного, ему давали билет просто так. Таким образом, по словам встреченного нами волонтёра, было роздано более тысячи бесплатных билетов, и первый - самый большой - зал «Октября» в результате был переполнен как ни на каком другом конкурсном показе этого ММКФ. Пиар-акция получилась прекрасная. Несмотря на известность фильма «Пыль», Сергей Лобан уже успел забыться многими любителями кино: с момента выхода скандально известной картины прошло уже несколько лет.
«Шапито-шоу» - фильм-сюрприз, о котором было известно только то, что он идет три с половиной часа. Достаточно, чтобы отпугнуть зрителя, которому не всегда хочется тратить полдня на неизвестную картину во время фестиваля. Однако специфика картины такова, что его нельзя смотреть в пустом зале - как невозможно сидеть в пустом цирке или на спортивной арене. Теперь все эта толпа будет ходить по Москве и делиться впечатлениями от произведения Лобана, и оно еще до выхода в прокат станет легендарным. Отличный пример раскрутки фильма, который не мешает усвоить другим нашим апологетам авторского кино. Если вы уверены в своем фильме и в положительном «сарафане», пускайте людей на первые показы бесплатно и приглашайте их как можно настойчивее. Результат не заставит себя долго ждать. Напомним, что аналогичная стратегия с фильмом Александра Велединского «Живой» принесла ему место в десятке лидеров сборов среди отечественных фильмов за год.
«Рамин» Аудрюса Стониса
Тем временем фестиваль продолжается. В понедельник показы начинаются в полдень с ударной волны в виде работ Висконти, Пэкинпа и Херцога. Нет ничего лучше старого фильма в начале фестивального дня. Тогда внутри задается высокая планка художественного уровня фильма, и все последующие сеансы оцениваются совсем по-другому. Закрепить ощущение можно на следующем сеансе, отправившись на «Строгого юношу» Абрама Роома. После можно смело идти на что-нибудь новенькое. Например, на документальный ответ «Простой истории» Дэвида Линча - «Рамин» Аудрюса Стониса. Похожий, но совершенно реальный сюжет: старик едет через всю страну на могилу своей матери и размышляет о прожитой жизни. В документальном кино вообще редко можно встретить оптимистический взгляд на мир. Здесь же как раз такой случай: главный герой заразительно жизнелюбив, и на каждый предмет имеет свою точку зрения.
В 19:00 есть несколько равноценных вариантов. Можно пойти на конкурсный фильм «Кеды» Ивана Владимирова и Валерия Йорданова (Болгария). Это фильм из шести историй о людях, которые едут на море. Распространенный, но все равно пользующийся успехом ход. Или - на «Марафонца» Джеммы Атвал о маленьком мальчике в Индии, который уже пробежал несколько марафонских дистанций и стал национальным героем. Но, может, стоить хотя бы разок сходить на программу «Социалистический авангардизм» и посмотреть фильм «Состязание». Прелесть этих показов в том, что в маленьком VIP-зале с несколькими удобными креслами показывают малоизвестные советские картины, а перед демонстрацией киновед Евгений Марголит читает о фильме небольшую занимательную лекцию. Программа «Социалистический авангардизм» - это мероприятие с особой атмосферой уюта и элитарности, которое доступно только в рамках ММКФ.
«Пина» Вима Вендерса
После этого можно отдохнуть и отправиться на сто раз пересмотренный, но все равно любимый шедевр Пэкинпа «Соломенные псы» - пожалуй, самый сильный и самый известный фильм режиссера об испытании, которое может ждать очкарика-интеллигента (Дастин Хоффман), приехавшего со своей женой в провинцию. Или пойти на долгожданный проект Вима Вендерса «Пина» - неигровой экспериментальный стереофильм-танец. Выбор сложный, но если кто-то ни разу не видел «Соломенные псы», то тут даже думать нечего.