ФильмПро Ты решаешь, что смотреть

Фантастические капиталы "Гарри Поттера"

Как Голливуд заработал на волшебнике?

Серия фильмов о приключениях Гарри Поттера по праву считается одной из самых кассовых в истории мирового кинематографа. Когда в конце 90-х Warner Bros приобретала права на экранизацию романов британской учительницы, студия и представить не могла, настолько выгодную сделку заключает. Франшиза уже подарила кинокомпании более $6 млрд. и это далеко не предел.

Фантастические капиталы "Гарри Поттера"

Джоан Роулинг не прогадала, отдав права на экранизацию студии Warner

Предположить, что фильмы о Гарри Поттере будут столь популярны, было можно уже тогда, в конце 90-х, когда первые книги Джоан Роулинг одна за другой без боя брали вершины продаж во всем мире, разбивая в пух и прах предыдущие рекорды тиражей. Естественно, при таком успехе появление экранизаций приключений маленького волшебника было лишь делом времени. И денег.

Голливудские киногиганты с осторожностью присматривались к Поттеру, но делать Роулинг заманчивое деловое предложение не решались. В конце-концов самая амбициозная из всех - студия Warner Bros, пожинающая в то время дивиденды от выпуска "Матрицы", объявила о завершении переговоров с издательством, выпускающем книги, и лично с Джоан Роулинг.

Как многим потом покажется, писательница продешевила, согласившись продать права на первые четыре книги за смешную сумму в $1,5 млн. При этом Роулинг оставила за собой право участвовать в производстве будущих фильмов и ставить условия. Потому непременным "правилом" экранизаций стало участие только английских актеров, запрет на съемки в других странах и невозможность кардинальной смены оригинального текста.

Договорившись с автором, Warner поспешили приступить к поиску постановщика. Сесть в режиссерское кресло предлагали самому Стивену Спилбергу, однако тот видел эту экранизацию лишь в качестве анимационного фильма, а потому его кандидатура быстро отпала. Длинный список претендентов, включавший такие имена как Терри Гиллиам, Джонатан Демме, Майк Ньюэлл, Алан Паркер, Вольфганг Петерсен, Роб Райнер и Тим Роббинс, в конце-концов возглавил Крис Коламбус. Несмотря на то, что он выдвинул студии весьма радикальные финансовые условия, Warner утвердили именно эту кандидатуру.

За съемку первых двух фильмов серии Крис Коламбус получил гонорар в $10 млн., место продюсера, а также право получать немалый процент от кассовых сборов.


Всеанглийский кастинг детей для исполнения главных ролей определил трех победетилей: 11-летних Дэниэла Рэдклиффа и Эмму Уотсон, а также 12-летнего Руперта Гринта.

Затраты студии на производство первого фильма превысили $125 млн. Однако эти вложения были с лихвой компенсированы кассовыми сборами. "Гарри Поттер и философский камень" заработал в общей сложности более $974,5 млн., на долгое время став вторым кассовым фильмом в мире после "Титаника". Лента произвела фурор, поклонники обеспечили ей 9 место в почетном списке самых главных фильмов всех времен и народов. Интересно, что в России картина появилась лишь спустя 5 месяцев после мировой премьеры. Стонущий под напором пиратов отечественный кинопрокат 2002 года обеспечил вышедшему 21 марта фильму более $5,7 млн.

Съемки второй картины "Гарри Поттер и тайная комната" начались на следующий день после премьеры первой части - 19 ноября 2001 года. Студия сохранила почти всю команду первого фильма, что позволило значительно сократить производственный бюджет. При этом, именно на съемках "Тайной комнаты" случился один из первых в эпопее финансовых скандалов. Исполнителю главной роли Дэниэлу Рэдклиффу в качестве гонорара была предложена слишком скромная сумма в 125 тыс. фунтов стерлингов. В дело вмешался британский профсоюз актёров, и после переговоров с его участием зарплата актёра была поднята до 2 миллионов фунтов (приблизительно $3 млн.).

Warner могла себе позволить идти на финансовые уступки звездам. Фильм, стоивший около $100 млн., вышел ровно через год после премьеры первой части и заработал в мировом прокате более $878,5 млн. Российский вклад в эту сумасшедшую сумму весьма велик: в 2002 году всего в 171 кинотеатре за три недели картина заработала у нас более $7,7 млн.

"Гарри Поттер и тайная комната" - первый фильм в серии, не номинировавшийся на премию Оскар. Вторым исключением стал "Гарри Поттер и Орден Феникса".


Альфонсо Куарон избавился от приторно-сказочного стиля Коламбуса. Для начала он снял с героев мантии и нарядил их в повседневную одежду

Начиная с третьего фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана" франшизу ждали большие перемены. Снимать этот фильм режиссер Крис Коламбус уже не собирался - ленты отнимали у него слишком много сил, а получать деньги от проекта от мог и в качестве исполнительного продюсера. Потому Warner вместе с Коламбусом начали поиски нового режиссера.

Фанаты чутко следили за новостями о кандидатурах, а бухгалтеры голливудского киногиганта с ужасом наблюдали как из-за вынужденного простоя растет смета. Кандидат на режиссерский пост нашелся быстро - неожиданно для всех им стал Альфонсо Куарон, мексиканский режиссер, чье имя в то время гремело в связи со скандальным эротическим фильмом "И твою маму тоже!". Впрочем, Куарон приглянулся продюсерам "Поттера" совсем по другой причине - это трогательная сказка "Маленькая принцесса", которую режиссер снял в далеком 1995 году.

Радикальная смена настроения фильма и увеличившийся до $130 млн. бюджет не смогли не сказаться на окупаемости проекта. Warner, конечно же, не осталась в минусе, но прежних доходов не получила. "Узник Азкабана" заработал более $795,6 млн., и это самое малое кассовое достижение фильмов франшизы за всю ее историю. Россия подарила "Узнику" около $7 млн.

На работу над одними только образами чудовищ-дементоров в "Узнике Азкабана" мастера спецэффектов потратили более 6 месяцев.


Роль Седрика Диггори в четвертом фильме сыграла будущая звезда "Сумерек" Роберт Паттинсон

Четвертый фильм снимал уже другой режиссер - первый английский постановщик на проекте - Майк Ньюэлл. Для Warner эта сделка стала едва ли не самой выгодной за все последнее время - Ньюэлл работал всего лишь за $1 млн. При этом, несмотря на экономию, бюджет картины возрос до $150 млн. Опасаясь финансовой неудачи, Warner даже намеревалась разделить историю "Кубка огня" на два фильма, но этого, к счастью, не произошло.

Опасения оказались напрасными - по результатам проката "Кубок огня" зарабатывает на 100 млн. больше предыдущей части. Из этих $895,9 млн. Россия обеспечивает фильму $7,8 млн. Многие эксперты уверены, что кассовый потенциал фильма в нашей стране был намного больше, однако свою роль сыграла не слишком удачная дата старта и жесточайшая конкуренция в лице другого семейного фильма - "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф".

"Кубок огня" стал первым фильмом серии, который получил жесткое возрастное ограничение для зрителей: просмотр не рекомендован детям до 13 лет из-за сцен жестокости и пугающих образов.


Супруга Тима Бёртона Хелена Бонэм Картер в роли злодейки Беллатрисы Лестрейндж - одно из самых ярких приобретений франшизы


Три последних книги о приключениях самого знаменитого волшебника английской литературы экранизировал один режиссер. Для фанатов Дэвид Йэтс был фигурой весьма спорной, но для Warner Bros этот человек превратился в настоящий талисман. Для пятого фильма "Гарри Поттер и Орден Феникса" Йэтс сумел сделать невозможное - удержать экранизацию самой толстой книги серии в рамках $150 млн. бюджета.

Правда, сразу после премьеры фильма боссы Warner Bros едва не схватились за сердце - лента стартовала с самыми низкими показателями среди всех фильмов "поттерианы". Но в конце-концов "Орден Феникса" сумел выступить достойно. В России, к примеру, фильм смог достичь отметки в $16,3 млн. В конце-концов общемировые сборы ленты поднялись до $938 млн. Картина заняла почетное второе место среди самых кассовых фильмов о Гарри Поттере.

"Орден Феникса" - первый фильм "поттерианы", выключающий в себя сцены, снятые для демонстрации в формате IMAX.


Режиссерский стиль Дэвида Йэтса был высоко оценен критиками, но далеко не все фанаты "Гарри Поттера" оказались довольны новым постановщиком

Бюджет "Принца-полукровки" - шестого фильма о волшебнике, противостоящем коварному лорду Волан-де-Морту, неожиданно возрастает до $250 млн, но студию это уже не смущает. Касса предыдущего фильма, несмотря на финансовый кризис, убеждает продюсеров не экономить. К тому же Warner приняты жесткие решения разделить последний фильм франшизы на две части и конвертировать каждую в 3D. Потому затраты уже не столь важны. В результате очень удачного проката "Принц-полукровка" добирается до $934 млн. При этом его американские сборы - самые высокие со времен выхода первого фильма. Российские поклонники "поттерианы" раскошеливаются на $18,5 млн.

Сколько потратили на экранизацию финальной книги "Гарри Поттер и Дары Смерти" - пока не разглашается. Однако, просочившаяся в прессу информация намекает на затраты, никак не меньшие, чем раньше. При этом доподлинно известно, что на конвертацию картины в формат 3D студия потратила около $15 млн.

Ни один из фильмов "поттерианы" до этого момента так и не сумел добраться до заветной кассы в $1 млрд.


Как бы то ни было, любые затраты на Гарри Поттера всегда окупаются. Сколько бы ни стоили спецэффекты, сколько бы ни теряла студия на простоях, какую бы сумму ни просили в качестве гонорара режиссер и актеры - благодарные зрители-фанаты готовы все компенсировать с лихвой. Потому первый фильм "Гарри Поттер и Дары смерти" едва ни стал самым кассовым фильмом "поттерианы" в мире ($954,5 млн.), но достиг рекордной отметки в России (почти $25,5 млн.) Вторая часть "Даров смерти" станет финальным аккордом в долгой киношной жизни маленького волшебника. Продюсеры мечтают, чтобы фильм сумел покорить отметку в $1 млрд., и похоже, что благодаря 3D, эта цель все-таки будет достигнута.
Гарри Поттер и Орден Феникса, Гарри Поттер и Принц-полукровка, Гарри Поттер и Кубок Огня, Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1, Гарри Поттер и Тайная комната, Гарри Поттер и узник Азкабана, Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2, Гарри Поттер и Философский камень
30353 просмотров
0 комментариев

Свежие новости

Все новости

Популярные материалы

Все популярные

Подборки

Все подборки

Новые трейлеры

Все новые трейлеры