Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

На фестивале «Окно в Европу» показали новый фильм Юрия Шиллера «Праздник»

Специальный проект «Фильм Про. Выборг» продолжает следить за лучшими картинами конкурса

Классик документального кино, Юрий Шиллер тем не менее отказывается вписываться в конъюнктуру современного кинопроцесса. Он живёт в Новосибирске и уже много лет снимает новые и новые картины о деревенской жизни, с каждым фильмом поднимая уровень мастерства, но и стремясь к предельной простоте и точности высказывания.

На фестивале «Окно в Европу» показали новый фильм Юрия Шиллера «Праздник»

На фестивале «Окно в Европу» показали новый фильм Юрия Шиллера «Праздник»

Герои фильма «Праздник» - простые деревенские жители. Взрослые, которые кое-как сводят концы с концами, не видя никаких особенных перспектив. Негде работать, негде взять деньги. «Ну, негде!» - разводит руками человек с жилистыми руками, которые словно сами требуют труда. Но отсутствие перспективы – не повод опускать руки. Поэтому крестьяне пишут стихи, цитируют Эйнштейна, поют песни – каждый ищет себе отдушину, где он мог бы проявлять свои творческие способности. Мальчишки дерутся и смотрят боевики с ужастиками. Спросят мальчика, кем он станет в двадцать лет, а он ответит: «Мужиком!» Кажется, идиллия. Но фоном для всех этих проявлений жизни – бедные, иногда полуразрушенные дома с жалким убранством. Старые инструменты. Запустение. Неопределённость будущего.

Фрагмент фильма «Праздник»

Праздник жизни, как кажется, вот-вот сменится совсем не праздничными буднями, и мальчишки, с которыми беседует автор, вынуждены будут встретиться с суровым будущим. Возможно, очень скоро. Эпилогом к фильму будет первое сентября, где ребята получат первые уроки равнодушного официоза, приказного тона без объяснений причины и других прелестей взрослой жизни. Тревога и пессимизм – они где-то на фоне всего повествования. Но здесь они вырываются наружу и оставляют зрителя в состоянии грустного вопрошания, но не к автору. К жизни.



«Праздник» участвует в конкурсе фестиваля, но сам Юрий Шиллер приехать в Выборг не смог. Поэтому мы связались с ним по телефону и задали ему ряд вопросов, возникших в связи с его картиной.


Сергей Сычёв
Что происходит в деревне, по вашему ощущению?


Юрий Шиллер
В деревне живут прекрасные люди. Я постарался показать их такими, какие они есть. Если что-то и происходит, то они в этом не виноваты. Из деревни сегодня многие уходят жить в город, поэтому постепенно уходит и сама деревня. Хотя этот процесс начался уже давно. Но люди в деревне всё те же. Конечно, дети теперь пользуются компьютерами, поэтому внутренне они немного отличаются от предыдущих поколений. Но когда начинаешь разговаривать с мальчишкой или девчонкой, а я со всеми разговариваю, оказывается, что они внутренне всё-таки самые нормальные, душевные ребята.


Сергей Сычёв
После вашего фильма хочется, как Пушкин, воскликнуть: «Боже, как грустна наша Россия!». Или даже страшна…


Юрий Шиллер
Страшного я в деревне не вижу. В городе страшнее. Я потому и люблю снимать деревню, потому что там как-то более человечно. Да и от голода там никто не умирает. У каждого есть своя машина, везде компьютеры. Там живут даже лучше, чем в советские времена, зато что-то и ушло. Например, в колхозе был дух коллективного труда, а сегодня какой-нибудь человек из Москвы покупает сразу всё хозяйство, и там люди работают без особой охоты, потому что – чужое. Люди не могут понять, что происходит. Может, молодые ребята вырастут и всё поймут, изменят. Но тогда и вместо деревни у нас возникнет что-то иное. Возможно, будет, как в США…


Сергей Сычёв
Вы снова и снова возвращаетесь к деревенской тематике в своих фильмах. В чём вы видите свою миссию как документалист?


Юрий Шиллер
Я снимаю этот мир, этих людей такими, какие они есть, но не делаю из этого политики. Сегодня всё, что снимают в документальном кино, - это политика. Думаю, на фестивале в «Окно в Европу» такие же фильмы будут показывать. Если деревня – то всё страшно, все пьют, матерятся. Приезжают туда с камерой мальчик или девочка, которые чётко понимают, что нужно делать, чтобы можно было потом показать за рубежом фильм и чтобы все там были довольны. Посмотрите, дескать, какая страшная Россия! А она не страшная. Но мальчики и девочки понимают, как нужно снимать кино, чтобы получить призы и деньги. Я всё это видел. Я был за границей, показывал там свои картины, но потом понял, что делать этого не надо. Они в моих фильмах либо ничего не понимают, либо говорят, что показанное – неправда. Почему-то их раздражает настоящая Россия. Значит, они до сих пор нас боятся.
Праздник
Юрий Шиллер

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100