Карен Шахназаров, мэтр советской и российской режиссуры, постановщик фильмов «Курьер» и «Город Зеро», в эксклюзивном интервью объяснил, на развитии каких направлений будет основано будущее кинематографа, и высказал своё отношение к недавно принятому антипиратскому закону.
Карен Шахназаров: «Я понимаю, что будущее за телевидением»
Александра Сулим
На кинофестивале в Выборге прошёл юбилейный показ вашего фильма
«Город Зеро». Какими новыми смыслами оброс этот фильм за прошедшие годы?
Карен Шахназаров
Мне, как одному из авторов, сложно это проанализировать. Но у меня такое впечатление, что картина осталась актуальной и сегодня.
Александра Сулим
Этот фильм был сатирой на советский строй?
Карен Шахназаров
Конечно, в картину вошло многое из советской действительности, однако я бы не называл это сатирой. Действие
«Города Зеро» могло бы произойти в любой другой стране. Жизнь вообще сюрреалистична, точно как в этом фильме.
Александра Сулим
После того как вышел
«Белый тигр», вы в одном интервью говорили, что хотели бы взять паузу и отдохнуть от кинопроизводства. Вы сейчас в поиске новых проектов?
Карен Шахназаров
Я сейчас на стадии обдумывания - вопрос в том, чтобы найти подходящую тему. Мне поступали разные предложения, в том числе снять масштабный телевизионный проект, чем я раньше не занимался. Впрочем, я понимаю, что будущее за телевидением и сериалы становятся важнейшим направлением кинематографа. Не вижу в этом ничего предосудительного. Современные сериалы - это уже не мыльная опера, они снимаются с тем же масштабом, что и фильмы.
Александра Сулим
В России начали появляться качественные сериалы, однако самые успешные из них посвящены историческим темам, биографиям выдающихся личностей и советскому периоду истории. Как вы думаете, с чем это связано?
Карен Шахназаров
На мой взгляд, сериалов на тему современности у нас тоже достаточно - и криминальных, и мелодраматических, и комедийных. Другое дело, что сложнопостановочные проекты тяготеют к исторической теме. Но это может быть связано с тем, что они требуют большего бюджета. Но, например, сейчас на «Мосфильме»
Денис Евстигнеев снимает проект о современности - и это очень впечатляет. В павильонах мы построили огромные декорации - современный Стамбул. Раньше сериалы с таким размахом не снимали. Это общемировая тенденция - недаром
Мартин Скорсезе теперь тоже сериалы снимает.
Александра Сулим
Может ли развитие индустрии сериалов повредить отечественному полнометражному кинематографу?
Карен Шахназаров
Фильмы, которые показывают в кино, всё больше напоминают аттракцион: изобилие компьютерной графики, упрощённая драматургия. Они ориентированы на подростков. В то же время «человечное» кино уходит в Интернет. Однако очевидно, что кино в самых разных направлениях всё равно останется - просто не нужно сваливать его в одну кучу. И среди блокбастеров есть выдающиеся фильмы, просто их нужно по-своему оценивать. Режиссёр блокбастера должен быть не просто постановщиком, но и инженером, учитывая те сложнейшие технологии, которые используются при съёмках.
Александра Сулим
Как вы относитесь к недавно принятому закону, который ограничивает возможности скачивания кинематографического контента из Интернета, с торрентов?
Карен Шахназаров
Положительно. Это первый шаг к тому, чтобы навести порядок в нашем Интернете. За рубежом это давно отрегулированный процесс. Когда мы продавали «Белый тигр» в Европу, первое, что обговаривалось, - это прокат картины в Интернете на определённых территориях. В Европе Интернет стал частью рынка, в отличие от нас. И настоящим любителям кино не нужно этого бояться. «Мосфильм», например, имеет свой
канал на YouTube, где можно посмотреть наши фильмы совершенно бесплатно. Это даёт больше возможностей лицензионным каналам. С другой стороны, сам закон несовершенен, и правообладателю сложно с ним работать. Но важно, что первый шаг сделан.
Александра Сулим
Как вы думаете, с чем связан идейный кризис: множество сиквелов, триквелов, экранизаций?..
Карен Шахназаров
Это очень сложный вопрос, на который нельзя ответить в рамках интервью. За этим стоит целый комплекс причин. В режиссёрской профессии ты берёшь на себя риск и отвечаешь за результат. Тебе имеют право сказать «ты не прав», потому что это публичная профессия. С другой стороны, режиссёр сам должен принимать решения. Современному кинематографу мешает то, что его лишили «субъективности»: фильмы позиционируются как продукт, им назначают цену, хотя настоящее искусство не имеет цены.