Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Сергей Мирошниченко: «Деньги ты получишь тогда, когда история, о которой ты хочешь рассказать, закончится»

Интервью с режиссёром на фестивале «Окно в Европу»

XXI кинофестиваль «Окно в Европу» в Европу не только представил публике большое количество новых российских картин, но и провёл ряд дискуссий о современном кинематографе. После одного из круглых столов, посвящённого отечественной документалистике, Сергей Сычёв побеседовал с Сергеем Мирошниченко, куратором круглого стола и крупнейшим российским документалистом, об одной из важнейших проблем нашего кино - отсутствии социально-политических фильмов.

Сергей Мирошниченко: «Деньги ты получишь тогда, когда история, о которой ты хочешь рассказать, закончится»

Сергей Мирошниченко: «Деньги ты получишь тогда, когда история, о которой ты хочешь рассказать, закончится»

Сергей Сычёв
Всего несколько социально-политических документальных фильмов, вышедших за последнее время, показали, что в обществе есть запрос на такое кино. Как вы считаете, оказались ли документалисты готовы к такому запросу?


Сергей Мирошниченко
Механизм получения грантов и возможность снимать подобные фильмы сегодня ограничены. У нас нет базовых структур – студий, которые могли бы работать в этом направлении. Поэтому создавать такое кино может лишь небольшое количество людей, имеющих какое-либо дополнительное финансирование. Система грантов устроена так: деньги ты получишь тогда, когда история, о которой ты хочешь рассказать, закончится.

Документальный хит Сергея Мирошниченко «Рождённые в СССР» - о том, как эпоха действует на людей и как они же эту эпоху формируют


Сергей Сычёв
Получается, что проблема только в деньгах?


Сергей Мирошниченко
Во многом. Потому что именно исходя из этих соображений, документалисты, причём как молодые, так и старшее поколение, ищут темы, которые у них есть возможность реализовать. Для этого тема должна быть закрыта к моменту подачи заявки. Ты пишешь заявку. Её три месяца читают. Потом она проходит экспертизу. И потом, через 8 месяцев после составления заявки, ты получаешь грант. Каким же надо обладать умом, чтобы предсказать социальные потрясения за такой срок? Телекомпании снимают фильмы на общественно-политические темы, но делают это с государственнических позиций. Но где иной, не-позиционный взгляд на данное событие? Такой фильм снять очень тяжело. А если что-то и снимается, то на уровне студенческих и любительских работ. Основное социальное кино снимают студенты!



Сергей Сычёв
В результате фильмы на самые острые российские темы снимаются за границей и ввозятся к нам как импортный товар.


Сергей Мирошниченко
Да ещё и почти не показываются почти нигде! Только на фестивалях.

Анимационно-документальный фильм «Написано Сергеем Довлатовым» добился успеха в ограниченном прокате, но широкий зритель фильмом не заинтересовался



Сергей Сычёв
«Ходорковский» вышел в прокат.


Сергей Мирошниченко
Да, но вышел слабо, потому что тема к тому моменту была исчерпана. Зритель уже потерял к ней интерес. Прокат был ограниченный. А вот был фильм «Написано Сергеем Довлатовым» Романа Либерова. Он прошёл очень хорошо, заработал большие деньги. Картина «Чувственная математика» Кати Ерёменко тоже заработала много. Я думаю, что студии должны укрупняться. Причём в центре должна быть базовая студия, а вокруг неё – творческие объединения. Должен быть работающий механизм инвестиций. Тогда возможен возможен относительно быстрый выход фильмов на социальные темы.



Сергей Сычёв
Когда началась Великая отечественная война, оказалось, что операторы отвыкли снимать не постановочно, и им пришлось переучиваться и брать пример со студентов ВГИКа, которые были отправлены на фронт. Нет ли у нас такой неготовности к социальным темам?

Огромной популярности фильма «Зима, уходи!» никак не помешало то, что он снят студентами и начинающими режиссёрами


Сергей Мирошниченко
Часть режиссёров работает быстро и интересно. Но, в основном, авторы дистанцируются от событий, о которых рассказывают. Есть у документального сообщества такая болезнь: дескать, экологические катастрофы, войны – это всё не наши проблемы. Мы будем снимать только о проблемах внутренних. Этические ценности, любовные переживания, трудности отношений отцов и детей – вот главное, что должно нас занимать. Эта позиция стала неким брендом в документальном кино. И многие ребята, которые хорошо, талантливо снимают такие фильмы, начинают влиять на остальных. А критики, к сожалению, очень любят внутренние проблемы. Они поддерживают такие картины.



Сергей Сычёв
Разумеется, ведь среди них есть блестящие работы! Почему не поддержать?


Сергей Мирошниченко
Конечно, никто не спорит. Но критики не обращают внимания на фильмы, отражающие социальные проблемы. А мне кажется, что сейчас такое время, когда критикам нужно помочь немного социальному кино. Это их задача, если они хотят, чтобы общество стало лучше, чтобы оно было более смелым, более гражданским. Для этого нужно замечать картины, в которых есть гражданские поступки, а не только тонкие материи любви.


Сергей Сычёв
Ваши фильмы находятся на острие современности. Как вы в себе этот градус поддерживаете?


Сергей Мирошниченко
Благодаря студентам. Меня окружают молодые люди. Рядом со мной работает одна молодёжь. Они хотят быть активными. И именно они принуждают меня к активным поступкам.

Автор фото - Игорь Твердохлебов
Сергей Мирошниченко

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100