Сериал, выросший из одноимённого автобиографического моноспектакля, основан на реальной истории, которая случилась с Ричардом Гэддом. В сериале он исполняет главную роль.
От изобразительного искусства к монтажу
Я влюбился в монтаж после работы со скульптурой, поэтому мой материал меньше связан с историей кино и больше с его ритмом — ремеслом и искусством.
Я всегда стремлюсь уловить ритм. Я до сих пор считаю себя скульптором, но это особый вид скульптуры. Это работа со светом, временем и углами обзора. Мне очень важны углы обзора, их сочетание, ритм. Часто, когда проект завершается, я не могу объяснить, о чём он был. Но я точно знаю, что работа была полна ритма и хорошо продумана по времени. Я всегда стараюсь передать эмоции и создать что-то особенное.
Балансируя между комедией и трагедией в кадре
Думаю, даже в самых мрачных эпизодах — например, в четвёртом — юмор немного присутствует в начале и в конце. Но, очевидно, мы просто очень хороши в написании очень мрачных сцен, а затем в добавлении в них комедии. Очевидно, что это очень-очень мрачные моменты сексуального насилия, в которых нет ни комедии, ни света, а затем [Ричард Гэдд] возвращает их в более светлое пространство. Так что я думаю, что именно это и происходило на протяжении всего сериала — хороший баланс тёмного и светлого.
Комедия — это про выбор времени. Иногда можно сыграть что-то смешное, а потом сразу перейти к чему-то серьёзному. Но в «Оленёнке» есть моменты, когда нужно долго удерживать внимание зрителей и сделать их почти смешными, но при этом неловкими. Как, например, сцена на канале во втором эпизоде.
Сотрудничество с создателем Ричардом Гэддом
Мы все вместе занимались монтажом: я, режиссёр Вероника Тофильская, актёры. Мы все вместе работали над этим проектом. Монтаж был довольно напряжённым, вероятно, из-за содержания материала. Людям было очень интересно, и они словно магнитом притягивались к этому.
Ричард был очень мил со мной и со всеми остальными. До этого он редко принимал участие в монтаже, поэтому в начале он был немного растерян и спрашивал: «Ну, а что ещё мы будем делать?». Это был настоящий комплимент с его стороны. Когда он увидел монтаж, то сказал: «Ну, хорошо, на этом всё». Нам пришлось объяснить, что это ещё не конец работы.
Постепенно он втянулся в процесс и стал предлагать разные варианты в духе «О, а что, если попробовать вот это или это?». Методом проб и ошибок мы экспериментировали с вариантами монтажа. Даже позже, в процессе работы, мы постоянно что-то пробовали.
Но больше всего меня привлекает в Веронике и Ричарде то, что они хотели создать шоу, которое им бы нравилось самим. Они не пытались ориентироваться на алгоритмы и тестовую аудиторию, хотя и это не плохо. Но им был нужен свой собственный темп.
Мы не пытались ускорить его или сделать быстрым. У шоу был свой собственный темп.
Во многих шоу, над которыми я работаю, я стараюсь не зацепить людей, а ускорить процесс. Так что было действительно приятно работать над чем-то, где соединилась тишина, «американские горки» и более драйвовые сцены. А затем попытаться помочь зрителям понять, что они чувствуют.
Особенно мне понравилось работать с Джессикой Ганнинг. Она была так хороша! В один момент она могла рассмешить вас, а в следующий — ужаснуть. Мне было просто приятно наблюдать за её игрой и смотреть столько дублей с ней, в каждом из которых она делала что-то новое. Это настоящее мастерство, которое очень помогает при монтаже. Так вы можете подчеркнуть каждый нюанс исполнения. Изменение пары моментов во всём эпизоде может изменить восприятие эпизода. Из-за этого возникало много споров.
Закадровый голос из коридора
Потом он возвращался и мы обсуждали запись. А затем он снова уходил и записывал фрагмент заново. И так по кругу много-много раз. Во время монтажа больше всего изменился именно закадровый голос.
Важность сложного звукового ландшафта
Мне это очень нравится. Трек, который я использовал под эту сцену, называется «She's in disguise». И мне действительно понравилась эта песня. Когда толпа всё-таки вернулась, я постарался сделать гул более серьёзным, чем предыдущий смех.
Вы можете достичь многого, используя как звук, так и изображение. Это происходит на подсознательном уровне, но я нахожу это довольно любопытным. Раньше я не так часто прибегал к этому, но теперь буду использовать это гораздо чаще.
Захват звука, звуковые слои и сам объём звука — вот что я узнал. Ещё одна вещь, которую я понял: стоит попробовать смотреть программу без музыки. Без музыкального сопровождения всё кажется очень простым и обнажённым, и это может быть очень отрезвляюще. Нужно просто подумать: работает ли это?
Тогда вы действительно понимаете, где вам нужна музыка. В прошлом я часто «заклеивал» ею недочёты, пытался скрыть недостатки. Но с «Оленёнком» я определённо не использовал музыку, а добавил её после. Это было отличное решение, потому что большую часть времени музыка действительно не нужна.
Совет Питера Оливера начинающим кинематографистам
Вы всегда должны накапливать свою работу и просто говорить: «Я сделал это, я сделал это, я сделал это». Даже если это то, чем вы не очень гордитесь или вам кажется, что это выглядит не очень хорошо, просто сохраните это, чтобы можно было показать людям.
Показывайте свою работу другим монтажёрам, и они подскажут вам, что можно улучшить. Мне всегда нравится, когда мои ассистенты монтируют сцены перед тем, как это сделаю я. Так я вижу, как они работают, и помогаю им. После того, как я смонтирую сцену, я прошу ассистентов сделать то же самое. Затем мы собираемся все вместе и начинаем смотреть сначала их версию, а потом мою. Это отличный способ обучения для ассистентов: они могут увидеть, как работает профессионал, и понять, почему я сделал именно так.
А потом, возможно, я даже возьму что-то из их работы, потому что это получилось лучше, чем у меня! [Смеётся]