Монах и бес
Комедия, Фантастика
7.4 (43)
радость - 50%
8 сентября 2016
Отзывы
33% фильм понравился
Vladimir Forsyuk
Нейтральное впечатление
15.12.2017 20:43
"Монах и бес" - фильм-суждение, глазами недалеких людей.
Терпит ли тема веры вольных суждений о ней в художестве ? Категорически нет. Она не терпит вольной трактовки, а уж тем более в художественном кино. И, буквально с первых кадров, это очень заметно. Конечно, любое художественное кино это вымысел. Но, данный фильм о вере! Можно отобразить тему веры в фильме - либо много, либо мало, либо еще как. Но, обязат... читать дальшеТерпит ли тема веры вольных суждений о ней в художестве ? Категорически нет. Она не терпит вольной трактовки, а уж тем более в художественном кино. И, буквально с первых кадров, это очень заметно. Конечно, любое художественное кино это вымысел. Но, данный фильм о вере! Можно отобразить тему веры в фильме - либо много, либо мало, либо еще как. Но, обязательно делать это не искажая ничего. Нет, безусловно, как художественный, фильм хорош! Но, буквально с первых кадров, замечаешь очень много вольных трактовок о православии, о христианстве. А уместны ли они? Итак. Очень удивляет православный монастырь, живущий, частично, по языческим законам! Очевидно, авторы пытались затронуть и тему язычества, однако, совершенно не следуя законам, устоям православия. Тот же эпизод, когда монаха Ивана связывают, спускают вниз по реке на плоту. Это даже не мелочь. Это грубейшее нарушение законов и устоев православия! Даже с художественной чисто точки зрения это воспринимается нелепо! Еще одна очень грубая оплошность - трактовка образа настоятеля монастыря. Позволяющего себе то, что выходит за рамки монастырских правил и устоев. И даже его образ "как живой владыка", увы, не вытягивает картину до должного уровня. Несколько слов о монахе Иване. И тут, вольная трактовка не обошла образ стороной. Если исходить из строгого реализма, персонаж Ивана можно представить лишь в образе мирского послушника (трудника, временно обитающего в монастыре). Итог. Фильм очень хорошо снятый по художественным законам, который распадается прямо на глазах!
Игорь T-B
Фильм понравился
17.02.2017 13:47
Искушение и вера
"Без працы не бенде колораци." В центре сюжета мистической трагикомедии Николая Досталя - насельник Иван, Семёнов сын, пришедший в монастырь в поисках спасения от искушающего его демона Легиона, коим одержим. Поразительная и совершенно неожиданная для отечественного кинематографа лента. В кои-то веки остался не просто доволен нашим фильмом, а п... читать дальше"Без працы не бенде колораци." В центре сюжета мистической трагикомедии Николая Досталя - насельник Иван, Семёнов сын, пришедший в монастырь в поисках спасения от искушающего его демона Легиона, коим одержим. Поразительная и совершенно неожиданная для отечественного кинематографа лента. В кои-то веки остался не просто доволен нашим фильмом, а пришёл от него в искренний восторг! Тот редкий случай, когда российские авторы выдают, наконец-то качественный и проработанный продукт. Да, 130-тью выделенными на него миллионами рублей "Монах и бес" даже не пахнет, но, думаю, ни для кого не секрет, как в России создаётся кино. Сюжет. Реально увлекательный, зачастую неожиданный и острый. За остроумными диалогами, полными едкой иронии и "второго дна", скрывается, в общем-то, свой глубокий смысл - есть над чем поразмыслить, что увидеть. И первая половина XIX века во главе с Николаем I здесь - лишь одна из художественных форм. По сути - фильм очень актуальный, современный и "о нас". Философские мысли ловко переплетаются с фольклорными анекдотами да прибаутками, а нарочно гиперболизированные образы лишь ярче подчёркивают несостоятельность многих современных псевдо-ценностей, в то же время, обращая внимание на ценности истинные. Причём, за сюжетом все полтора с лишним часа следишь с искренним интересом, переживая за героев, желая узнать, как же история повернётся дальше. Финал и вовсе обрушивается неожиданным откровением. По крайней мере, в тот момент, когда начинаешь понимать, к чему ведёт история. Очень понравились декорации и костюмы - аутентичные и с головой погружающие в эпоху разворачивающихся на экране событий. Съёмка - также прекрасна. Вообще, визуальная составляющая фильма на высоте. Несмотря на достаточно примитивные спецэффекты, Досталь сумел грамотно распорядиться оставшимися после, видимо, "честного дележа" выделенными на фильм средствами и выдал на суд зрителя восхитительную и необычайно красивую картинку. Единственное, лично мне не хватало, конечно, крупных планов, ибо актёрская игра в этом фильме - главная его "достопримечательность". Дуэт гениального Тимофея Трибунцева и молодого Георгия Фетисова восхищает и заставляет забыть обо всём на свете - от их игры дух захватывает! Мимика, язык тела, эмоции, чувства - читается всё, и веришь в каждый кадр, несмотря даже на откровенный, порой, фарс и гротеск. Обаятельный юродивый Иван и харизматичный статный Легион - одна из лучших персонажных находок отечественного кинематографа последних лет. И в основном - благодаря уверенной и сильной драматической игре актёров. Также не могу не отметить и потрясающего Бориса Каморзина в роли совершенно потерянного настоятеля монастыря и занимательного Никиты Тарасова, исполнившего роль Николая I. Итог: отличный фильм-притча про смирение, испытание и, конечно же, любовь. Кино религиозное, но ни в коем случае не богохульное или пропагандирующее что-либо насильно. Шикарная лента, достойная просмотра! 8/10! "Не всё свято, что в книгу вмято."
Сычёв Сергей Автор Фильм Про
28.06.2016 21:18
«Монах и бес» Рецензия «Фильм Про»
Неконтролируемая стихия творчества Юрия Арабова объединилась со сказовым стилем Николая Досталя – и возник фильм «Монах и бес». О преображении, искушении, святости и других естественных для русского человека состояниях. XIX век. Живёт в монастыре монах Иван. Вокруг него творятся чудеса, смущающие прагматичного игумена, да и всю братию. А сам он постоянно вы... читать дальшеНеконтролируемая стихия творчества Юрия Арабова объединилась со сказовым стилем Николая Досталя – и возник фильм «Монах и бес». О преображении, искушении, святости и других естественных для русского человека состояниях. XIX век. Живёт в монастыре монах Иван. Вокруг него творятся чудеса, смущающие прагматичного игумена, да и всю братию. А сам он постоянно выдаёт дерзкие афоризмы, от которых всем становится не по себе. То ли святой, то ли безумец. И самое главное – с его приходом начинаются вещи, имеющие явно инфернальную природу. Сам Иван знает: он одержим, и бес по имени Легион твёрдо решил сделать своего носителя очень влиятельным человеком, чтобы через него вершить свои дела. Но Иван не собирается сдаваться легко, он вступает с Легионом в неравную схватку. Сценарии Юрия Арабова, даром что пишутся для кинопостановки, исключительно сложны для работы. Это хорошо заметно, когда их читаешь после очередной режиссёрской неудачи. Видно, что в сценарии есть всё то же, что и в фильме, но есть и ещё нечто, дополнительный объём, который даже самые талантливые авторы не всегда могут передать кинематографическими средствами. Кажется, в полной мере совладать с творческой мыслью Арабова удавалось только Сокурову, остальные лишь пытаются приблизиться к этому совершенному симбиозу. Одна из характерных черт драматургии Арабова – умышленная двойственность как персонажей, так и ситуаций. Тут не только монах Иван, с которым долгое время ничего не понятно. Тут и сам Легион, который то ли хочет зла, то ли совершает благо, то ли просто всё время врёт. Двойственна христианская агиографическая традиция, в которой рассказы об истинных чудесах легко уживаются с очень похожими воспоминаниями о прельщении чудесами ложными. Император меняется в лучшую сторону по причине разговора с Иваном, но зритель знает, что своими действиями правитель русской земли только приблизит национальную катастрофу следующего века. Ничего до конца не ясно, всё слишком зыбко, призрачно. Сквозь этот туман можно пройти только путём аскезы, не рассчитывая на награду при жизни. Эта мысль у Арабова засела в голове давно, а в режиссёрском решении Досталя она превратилась в народное сказание, притчу наподобие тех, что можно прочесть в житиях св. Димитрия Ростовского. Поэтому, вероятно, этот фильм и оказался единственной российской картиной в конкурсе ММКФ-2016. О такой России интересно думать, хотя существует она как художественное пространство, «вселенная» со своими законами, а не как объективная реальность. Тем более, что Арабов вряд ли верит в такую объективность. Сергей Сычёв