Информация о фильме
Советский Союз, 1953-й год. Великий народ находится в страхе перед одним человеком. 5-го марта генеральный секретарь умирает, и начинается борьба за власть.
Год:
2017
Страна:
Великобритания, Франция
Жанр:
Биографический фильм, Комедия, Драма
Режиссер:
Продюсер:
Кевин Лоудер, Николя Дюваль-Адассовски, Лорен Зэйтун, Ян Зеноу, Сара Уил, Жан-Кристоф Колсон
Композитор:
Сценарист:
Монтажер:
Оператор:
Хронометраж:
106 мин.
Мировая премьера:
15 сентября 2017
Отзывы о фильме
18.12.2017 15:26
«Смерть Сталина» Рецензия «Фильм Про»
Как ни странно, это не историческая драма и даже не озорная комедия, а фильм по комиксам. Только не про супергероев, а про злодеев, которые совсем не супер. Фильм, которого никто не ожидал. Действительно, есть французский комикс, La Mort de Staline - Une histoire vraie... soviétique. Несколько лет назад вышло два выпуска, причём действие обоих помещается в... читать дальшеКак ни странно, это не историческая драма и даже не озорная комедия, а фильм по комиксам. Только не про супергероев, а про злодеев, которые совсем не супер. Фильм, которого никто не ожидал. Действительно, есть французский комикс, La Mort de Staline - Une histoire vraie... soviétique. Несколько лет назад вышло два выпуска, причём действие обоих помещается в несколько дней, от 2 до 8 марта 1953-го года, где всё начинается с паралича, а смерть генерального секретаря КПСС Иосифа Сталина оказывается в центре сюжета, финал же следует вскоре после его похорон. Несколько последующих месяцев 1953-го года там сжаты до трёх дней, в результате чего сложные подковёрные игры в борьбе за власть превращены в едкий политический фарс, а исторические лица, члены Политбюро, дети Сталина и многие другие – в карикатуры. Фильм, который снял по мотивам этого комикса англичанин Армандо Ианнуччи, и похож на комикс, и резко отличается от него. Потому что Ианнуччи постоянно балансирует между духом графической новеллы и реализмом, опираясь на многочисленные источники, в том числе художественные произведения. Так, задолго до момента, когда раздастся знаменитое: «Хрусталёв, машину!», мы уже понимаем, что режиссёр знает германовский шедевр, и даже ждём, что к умирающему генсеку вызволят из урочьих лап того самого доктора, генерала Кленского. Равно как отзывается где-то в первых сценах дух картины «Ближний круг», который на Западе вообще хорошо знают. Фрагмент фильма «Хрусталёв, машину!» Персонажи фильма как будто перемешаны, чтобы мы запутались и не понимали, где клоуны, а где – хищники. Не знали, кого боятся, с какой стороны угроза. Глуповатый и жестокий Скалозуб Жуков и вялый конформист и рохля Маленков – но коварный и обаятельный убийца-извращенец Берия, сломанный конформист Молотов. Вокруг них – сыгранные в совершенно трагическом ключе женщины, дочь Сталина Светлана Аллилуева (и по-гусарски пьяный Василий), пианистка Марина Юдина. С Юдиной, кстати, связан интересный эпизод. В сцене, открывающей фильм, от Радиокомитета Сталин просит пластинку с записью концерта, который передают по радио. Зрителей не пускают домой, привозят другого дирижёра, но Юдина отказывается играть, потому что ненавидит Сталина. И соглашается только за 20 тысяч рублей. Причём в конверт с пластинкой суёт тайком письмо приблизительно такого содержания: «Сдохни, сволочь, я тебя ненавижу!» Сталин прочтёт его перед смертью, потом оно попадёт в руки Берии. В действительности что-то подобное было, и концерт сначала не записали, а потом всё-таки записали, и Юдина там играла, и трагедий у неё в жизни прилично было. Только просить за это 20 тысяч она не стала – их потом ей сам Сталин прислал, и она в ответ написала ему такое письмо: «Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу помощь. Я буду молиться за Вас денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. Господь милостив, он простит. А деньги я отдам на ремонт церкви, в которую хожу». Сталин ничего не ответил, но, говорят, когда его нашли в коматозном состоянии, у него играла та самая пластинка, с Юдиной. Трейлер фильма «Смерть Сталина». Оцените дубляж, он великолепен Так и чуть ли не в каждом эпизоде фильма, почти всегда есть некая документальная и часто узнаваемая основа, за счёт чего зритель очень скоро перестаёт смеяться. Ему становится жутко от этого фарса, походящего на макабрическое представление, но слишком похожего на реальности. Один только Берия каждым своим появлением в кадре вносит немного настоящего ужаса, но постепенно из-за его широкой и харизматичной спины возникает другая фигура, ещё более зловещая. Стив Бушеми сыграл Никиту Хрущёва как фигляра, который чётко «фильтрует базар» и каждый раз отдаёт себе отчёт в том, о чём и для чего он шутит. Именно сплетает со скоростью чёрной вдовы паутину заговора и оказывается в итоге победителем в борьбе за власть. В фильме это занимает всего несколько дней, но зрителю опять почему-то не слишком смешно. Слишком велики ставки в этой игре и слишком всё это близко к нам, и фильм именно потому и называют сатирой. За актуальность. Сергей Сычёв