Информация о фильме
Лёша – последний мужчина, который остался в деревне. Остальные либо умерли, либо уехали, так как их деревня сгорела. Но герой любит свой дом и не хочет отсюда уезжать. Мало того, что Лёша не пал духом, так он ещё и надеется найти себе жену.
Год:
2016
Страна:
Россия
Жанр:
Документальный фильм
Режиссер:
Продюсер:
Хронометраж:
105 мин.
Отзывы о фильме
08.08.2017 16:11
«Последний мужчина» Рецензия «Фильм Про»
В 2010 году Елена Демидова с волонтёрами ездила по сгоревшим деревням Рязанской области и в одной из них познакомилась с Лёшей, одиноким мужчиной средних лет, у которого сгорела вся деревня, а он почему-то отказался бросить пепелище. Он провёл её между останков домов, и из этого получился фильм «Лёша», который побывал на многих кинофестивалях в России и за р... читать дальшеВ 2010 году Елена Демидова с волонтёрами ездила по сгоревшим деревням Рязанской области и в одной из них познакомилась с Лёшей, одиноким мужчиной средних лет, у которого сгорела вся деревня, а он почему-то отказался бросить пепелище. Он провёл её между останков домов, и из этого получился фильм «Лёша», который побывал на многих кинофестивалях в России и за рубежом. Но Демидова решила не останавливаться на этом и снимать Лёшу дальше. Результат – картина «Последний мужчина». Это не значит, что Демидова все эти годы прожила рядом с Лёшей. Она занималась другими фильмами, ездила по фестивалям, получала призы, была нормальным столичным жителем. Просто время от времени она приезжала к Лёше и снимала изменения, которые произошли в его жизни – и в жизни его односельчан. Как они получали квартиры вместо сгоревших домов, как Лёша строил дом, а его деревня превращалась в убогий дачный посёлок с одинаковыми невыразительными домами. Это нормальная практика в документальном кино, обычно так и делаются картины, срок производства которых исчисляется несколькими годами. Однако далеко не в каждом фильме герой отказывается быть просто персонажем, которого снимает невидимая камера. Одинокий мужчина видит перед собой не режиссёра, а женщину, и ведёт себя соответственно. Он ухаживает за ней, разговаривает с ней, и Демидовой приходится, преодолевая законы разбежкинской школы, постоянно отвечать ему, а то и помогать в домашних делах, не переставая при этом снимать. Так автор становится героем картины, сам того не желая, и в этом самая интересная особенность «Последнего мужчины». Мы уже видели что-то подобное в фильме «Рене»: Тржештикова приходит к своему герою, а тот заявляет вдруг, что ему надоело, что он к ней относится как к женщине, ждёт её, скучает по ней, а для неё он что-то вроде подопытного кролика. Тржештикова в шоке, и мы этот шок чувствуем. Демидова отшучивается, но чувствуется, что естественная неловкость побеждается в ней желанием доделать фильм, довести героя до финала, который создаст сама жизнь. Расширяя толкование этого сюжета, скажем, что это вообще модель современного общества, в которой роль женщины более активная и доминирующая, а мужчина превращается в жертву, в том числе собственных страстей, для удовлетворения которых у него не осталось средств. Лёша вслух мечтает о жене, и ясно, что обращается он к Демидовой. Да ему и больше не с кем об этом серьёзно поговорить, потому что остальные жители его деревни в два раза старше него, а тут женщина сама выбрала его, приезжает к нему, но всё как-то не складывается у них, а как сделать, чтобы «сложилось», Лёша не знает. А Демидова никак ему в этом не помогает, по крайней мере в кадре. А потом происходит новый «твист»: Лёша узнаёт, что фильм о нём стал популярным, и теперь он считает, что Демидова его обманула дважды. Мало того, что замуж не вышла, так ещё и заработала на нём, не поделившись. Эта ситуация тоже для документального кино не новая, и, например, герой фильма «Тонкая голубая линия», которого выпустили благодаря этой картине из тюрьмы, пытался судиться с Эрролом Моррисом, чтобы тот ему ещё и выплатил процент с кассовых сборов. У нас не США, в суд Лёша подавать ни за что не стал бы, но спустить это дело он Демидовой, конечно, не может. Как он придумал отомстить, об этом лучше узнать из фильма. Но во всём этом сюжете и фоне, на котором он развивается, есть много такого, о чём стоит поговорить и подумать. Остаётся только добавить, что первый фильм, «Лёша», целиком вставлен в «Последнего мужчину», так что можно сразу начинать с «сиквела», если первый фильм почему-то прошёл мимо. Сергей Сычёв