Зоология
Драма
удивление - 100%
24 ноября 2016
Отзывы
50% фильм понравился
Сергей Бутаков
Фильм понравился
19.11.2016 07:19
Внезапный атавизм
Свое победное движение «Зоология» Ивана Твердовского начала с Кинотавра-2016. На этом фестивале лента получила два внушительных приза — за лучшую женскую роль и Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон». За этим последовал успешный международный фестивальный прокат, который не оставил фильм и его создателей без заслуженных наград. Сомневаюсь, что «Зоологию» пр... читать дальшеСвое победное движение «Зоология» Ивана Твердовского начала с Кинотавра-2016. На этом фестивале лента получила два внушительных приза — за лучшую женскую роль и Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон». За этим последовал успешный международный фестивальный прокат, который не оставил фильм и его создателей без заслуженных наград. Сомневаюсь, что «Зоологию» примет и полюбит широкий зритель, потому что Твердовский не просто старается задеть метаморфозой появления хвоста у главной героини за живое, а придает этому событию налет сакральности. Как жить с этим? Ответ — в «Зоологии» — социальной абсурдно-психологической драме, которая прирастает вневременным кафкианским сюжетом в одном из российских приморских городков. Большое удовольствие доставляет процесс исследования механизмов сценария и его реализации в «Зоологии». Фильм Твердовского начисто лишен провокативной составляющей, территория ленты — это поле коллективного бессознательного, на котором режиссером успешно исследуется архетип физического перевоплощения. Главную героиню Наташу (Наталья Павленкова), скромную и инфантильную сотрудницу отдела закупок зоопарка, живущую с набожной, православной матерью (Ирина Чипиженко), неожиданно настигает то, что можно назвать драмой обывателя. Благодаря демиургу-режиссеру, наделившему ее утерянным в ходе эволюции атавизмом, Наташа перестает быть просто странноватым существом и объектом злобных насмешек со стороны коллег по финансовому цеху. Наташа, сама того нисколько не желая, становится и общественным пугалом, и в то же время демонстрирует недюжинную женскую способность к переменам и движению к абсолютно новой жизни. «Зоология» убедительно показывает, что драма физиологической инаковости для Наташи очень быстро перестает таковой быть. Мир взрослых людей, показанный Твердовским. ничуть не менее инфантилен, чем сама главная героиня. Директор зоопарка разбирает работу недобросовестных сотрудниц с интонациями классного руководителя самой средней школы, разговоры старушек в очереди в поликлинике как ожившая иллюстрация из вечерних разговоров про белую бабу и черную руку из скаутского лагеря, замотанный рентгенолог Петя просто говорит «ерунда» на обследовании. Поэтому появление «женщины с хвостом» и вся последующая ее демонизация показаны в фильме и прописаны в сценарии весьма поверхностно, сюжетно ступившая однажды на пограничье между животным и человеческим Наташа мечется между двух огней хотя и экстравагантно, но предсказуемо. Замечу, что, по считываемой мысли Твердовского, именно благодаря появлению хвоста возрастная Наташа выкарабкивается из затянувшегося детства и вступает в что-то похожее на пубертатную стадию, не забывая при этом использовать хвост для плотских утех. Освободив героиню, переодев и создав почву для ее каких-то ярких тинейджерских поступков, режиссер провоцирует покачивание почвы уже под собой, демонстрируя нам неоднородности «Зоологии» то как социального фарса, то как психологической драмы, то ударяяся в сатиру относительно православия и психотехнологий. Это дает ленте несколько замечательных сцен в виде распознавания самцами горилл своей в Наташе в зоопарке, красных крестов на стенах скромной квартирки, нарисованных набожной мамой, которая отказывается понимать всю неожиданность и необратимость изменений у взрослой дочери, и, наконец, посещения и возлияний на немноголюдном псевдотренинге для успешных в доме культуры. Раскрытие коллизий «Зоологии» происходит на фоне пьес из «Детского альбома» Чайковского и пары старинных уже песен Алены Свиридовой, что добавляет безыскусного звукового колорита в фильм и размещает его в совсем уже неопределенном времени. Отставляя фильм с открытым финалом, Твердовский выталкивает на поверхность вопрос свободы непохожести на остальных участников социума и необходимости эту непохожесть отстаивать. Это тоже еще одна проблема яркого и надолго впечатывающегося в память фильма. В возрасте Наташи о внуках уже надо думать и землей натираться, а не пускаться в сомнительное гендерное самоопределение.
Сычёв Сергей Автор Фильм Про
11.06.2016 17:39
«Зоология» Рецензия «Фильм Про»
«Тёмная лошадка» конкурса «Кинотавра» 2016 года, фильм, который до самой фестивальной премьеры держали в атмосфере строжайшей секретности, показал самый непредсказуемый результат, на который только можно было рассчитывать. Он практически безоговорочно нравится женщинам и в гораздо меньшей степени – мужчинам. Главная героиня фильма – узнаваемый персонаж росс... читать дальше«Тёмная лошадка» конкурса «Кинотавра» 2016 года, фильм, который до самой фестивальной премьеры держали в атмосфере строжайшей секретности, показал самый непредсказуемый результат, на который только можно было рассчитывать. Он практически безоговорочно нравится женщинам и в гораздо меньшей степени – мужчинам. Главная героиня фильма – узнаваемый персонаж российского арт-кино. Немолодая женщина, живёт с мамой, выглядит бедной и усталой, работает в зоосаде, и коллеги постоянно над ней издеваются. Маленький, безответный человек. Впрочем, ничем не отличающийся от других. Однажды у неё вырастает хвост – и за это отличие, которое она прячет всё меньше, её начинают гнобить повсюду, доводя до истерики. Зато именно в это время она встречает мужчину, с которым у неё начался романтический, хотя и несколько странный роман. Отличаться от всех вообще трудно. Большинство фильмов Ивана И. Твердовского как раз и посвящены этой проблеме, и герои там испытывают серьёзные проблемы или придумывают, как справиться со своей инаковостью. Слепая девочка кажется зрячей, студентка-девственница решается нарушить целомудрие, а девочка в инвалидном кресле влюбляется в наименее, как ей кажется, испорченного парня в классе коррекции. Творческий мир Твердовского наполнен монстрами в духе гойевских каприччос, протагонист – всегда немного святой, немного юродивый, немного жертва. Так и здесь – расплатиться за свою индивидуальность героине придётся по-полной. И вот что странно: снобистская публика «Кинотавра» в своей женской части приняла этот фильм, видимо, почувствовав в хвостатой женщине с размазанной от слёз косметикой что-то близкое, своё. Продюсер фильма Наталья Мокрицкая подлила масла в огонь, заявив на пресс-конференции, что «для меня это вообще фильм про целлюлит: одним стыдно жить половой жизнью с целлюлитом, другим - с хвостом». А мужчины жаловались, что это история слишком предсказуемая, простая и не требующая особенных эмоций. И реакции делились очень резко, вплоть до ссор. В одном фильм объединил всех: равнодушной реакции на него быть не может. И в этом его непохожесть на «собратьев» по отечественному кинематографу. Сергей Сычёв