Училка
Драма
6.8 (24)
мотивация - 100%
26 ноября 2015
Отзывы
Сычёв Сергей Автор Фильм Про
11.08.2015 18:08
«Училка» Рецензия «Фильм Про»
Жанровые фильмы в России несут в себе часто больше социальных месседжей, чем экспериментальные и авторские. «Училка» - это не просто триллер, а открытая общественная дискуссия на историософскую и общественно-политическую темы. Пожилая учительница истории, которая работает в школе уже сорок лет, приходит к одиннадцатиклассникам и начинает урок. Ребята совер... читать дальшеЖанровые фильмы в России несут в себе часто больше социальных месседжей, чем экспериментальные и авторские. «Училка» - это не просто триллер, а открытая общественная дискуссия на историософскую и общественно-политическую темы. Пожилая учительница истории, которая работает в школе уже сорок лет, приходит к одиннадцатиклассникам и начинает урок. Ребята совершенно неуправляемы, они ведут себя неуважительно, отпускают реплики в адрес Училки, а та постепенно приходит в истерическое состояние. У одного из учеников она отбирает пистолет и предлагает классу новое задание: выйти живыми они смогут, только ответив на все вопросы по предмету. Теперь-то она скажет всё, что думает о новом поколении. Однако пистолет ей надолго удержать не удаётся, и многим из учеников тоже представится шанс поговорить о наболевшем со «стволом» в руках. Трейлер фильма «Училка» Народная артистка РСФСР Ирина Купченко в главной роли – это подлинный подарок для зрителя, потому что выполнить поставленную задачу смогла бы не каждая актриса. Задача же в том, чтобы высказать все обвинения, которые типичный советский человек переживший девяностые и нулевые, может предъявить новому поколению. Тут и неуважение к стране и её истории, и нежелание ценить «подвиги отцов», и цинизм, и меркантилизм, и крайний индивидуализм – можно продолжать бесконечно, потому что к проблеме отцов и детей здесь добавляется слишком много всего. Фильм, разумеется, - притча, поэтому диалоги здесь едва ли не самое главное. Просто триллер в стиле «Королевской битвы» или «Голодных игр», каким фильм прикидывается поначалу, вряд ли мог бы идти два с лишним часа, тем более что почти всё действие замкнуто в одной классной комнате. Эта картина сделана, скорее, в стиле «12 разгневанных мужчин», где каждому следует высказать аргументированную точку зрения, после чего наступит смысловая развязка. Именно поэтому в классе так много разномыслящих ребят, каждый из которых репрезентует собой микрогруппы нового поколения. Здесь и либерал, и ультрапатриот, и молодой актёр, и начинающий бандит, и будущий бизнесмен, и многие другие молодые люди, каждый из которых нужен в фильме для того, чтобы в наивной, огрублённой форме прокричать о своём видении жизни в стране. В советском документальном кино был популярен жанр фильм-анкета, где герои, чаще всего из молодёжи, высказывались на заданную тему как можно более остро. Здесь игровое кино, всё значительно проще, динамичнее, в «обёртке» триллера, но страсти кипят серьёзные. Очевидно, что при таком раскладе даже в два с лишним часа невозможно уложить все больные вопросы современности. Но «отцы и дети» всё-таки обсудят и семнадцатый год, и Великую Отечественную, и развал СССР, и даже современную Украину. До современной России герои почти никогда не успевают добраться, им важнее в этом историософском споре оправдать своё право быть полностью независимыми от предыдущих поколений, строить жизнь с нуля. Училка же справедливо (или не очень) парирует их тирады, исходя из традиции русской мысли, оперируя гуманитарными терминами многолетней давности, но при этом убеждая их в том, что при всей своей кажущейся оригинальности ребята никуда от своих «корней» не ушли. Они всё те же русские люди с «проклятыми» вопросами внутри, и напарываться они, наверное, будут на те же грабли. Единение, к которому стремится Училка, имеет свою оборотную сторону: раз поколения связаны и похожи друг на друга, значит, История будет повторять саму себя, и изучение её вряд ли что-то изменит. Кроме, разве что, того, что её действующие лица будут осознавать, частью какой многовековой трагедии они являются. Как справедливо отмечал Галич, «никого ещё опыт не спасал от беды». В этом сверхидея фильма и его миссия. Как триллер фильм куда слабее, чем как сыгранная дискуссия. Слишком долгий и слишком условный, он не воспринимается зрителем как достоверный. Ребята – маски, их не жалко. Училка – тоже маска, пусть и блестяще сыгранная замечательной актрисой. Авторы понимали это, потому и сделали фильм ещё и комедией. Если зритель не испугается, пусть хотя бы посмеётся. Чтобы потом вновь вернуться в класс и продолжить спор о Родине и о том, что такое – быть русским человеком.