Однажды
Комедия, Мелодрама
7.6 (12)
восхищение - 50%
21 мая 2015
Отзывы
67% фильм понравился
Максим Исаенко
Фильм понравился
28.05.2015 18:08
Однажды, в маленьком городке
Позавчера со знакомой сходили на фильм Рената Давлетьярова "Однажды". А всё началось с того, что я посмотрел очередной выпуск "Индустрии кино" на телеканале новостей. Обещали хороший фильм - римейк менее известной "Американки", снятой ещё в 90-е. Я-то смотрел "Американку" ещё раньше, поэтому знаю, о чём фильм вообще. Н... читать дальшеПозавчера со знакомой сходили на фильм Рената Давлетьярова "Однажды". А всё началось с того, что я посмотрел очередной выпуск "Индустрии кино" на телеканале новостей. Обещали хороший фильм - римейк менее известной "Американки", снятой ещё в 90-е. Я-то смотрел "Американку" ещё раньше, поэтому знаю, о чём фильм вообще. Но всё-таки было безумно интересно узнать, КАК один и тот же сюжет может быть реализован в разное время. Оказалось, очень даже неплохо. К тому же, автор сценария (если кто читал внимательно титры) - Юрий Коротков, тот самый, который написал повесть "Авария" о девочке-бунтарке. Действительно, в фильме очень мало красного цвета, как и обещал сам режиссёр, но это, конечно, очень даже смотрится. Тем более, что дело происходит в деревне, а деревенская жизнь - это не жизнь в городе: тут вам и сплетни, и слухи, и драки. И, конечно, первая любовь в 15 лет. Вообще в фильме хорошо показано, что деревенские дети (как есть на самом деле) взрослеют раньше городских. Ну и, конечно, мне нравится, что это, в общем-то добрый, душевный фильм, тем более, как не порадоваться, что в нашей стране остались хорошие традиции режиссуры. Да, в фильме не обходится без трагических моментов, но кровавые подробности не смакуются, а показываются с точки зрения восприятия главного героя - Лёши Колядко. Фильм замечательный, всем советую!
Владимир Самарский
Фильм понравился
24.05.2015 07:22
Неуловимые семидесятые или ностальгия без нафталина
Признаться, шёл на «Однажды» отдохнуть и расслабиться, вспомнить своё пионерское детство и комсомольскую юность, предвкушая, так сказать, лёгкое путешествие во времени а-ля «Назад в СССР». И получил то, что хотел. Этой весной Ренат Давлетьяров выпустил в широкий прокат вторую свою картину. И опять возврат в прошлое, правда, на сей раз гораздо более близк... читать дальшеПризнаться, шёл на «Однажды» отдохнуть и расслабиться, вспомнить своё пионерское детство и комсомольскую юность, предвкушая, так сказать, лёгкое путешествие во времени а-ля «Назад в СССР». И получил то, что хотел. Этой весной Ренат Давлетьяров выпустил в широкий прокат вторую свою картину. И опять возврат в прошлое, правда, на сей раз гораздо более близкое по времени и от того более понятное: на семидесятые годы века минувшего приходятся детство и юность целого поколения россиян. Собственно и сам режиссер родом из того времени, а потому делать подобный фильм ему было, думается, проще. С другой стороны, существовала опасность попасть на критику за детали: не те причёски, не та одежда, не так «ходили» с девчонками, не так дрались … Видимо, поэтому авторы пошли проторенным путём: взяли, да и сняли фильм-ностальгию, фильм-стилизацию, с массой условностей и простительными недочётами. Как говорится, на то она и стилизация. И поскольку картина была предназначена, прежде всего, для целевой аудитории - ныне повзрослевшим пацанам и девчонкам из тех семидесятых, то каждому зрителю давалась приятная возможность сравнить и сопоставить увиденное в картине со своими собственными воспоминаниями и ощущениями. Лично мне не хватило заклёпок, безжалостно оторванных от школьных портфелей и неумело подшитых к клешам, сестринских кримпленовых платьев, бестолковых сборов макулатуры и металлолома да нудных комсомольских собраний. Остальные личные детские воспоминания: круглая танцплощадка в сельском парке, первая выкуренная сигарета «Лайка», дворовые стычки «край на край», даже нелепая смерть соседского парнишки – так вот, эти воспоминания легко легли на впечатления от фильма. Пересказывать фабулу фильма нет смысла, тем более, что по сути «Однажды»- ремейк «Американки» Дмитрия Месхиева. Важно другое. Рассказанная от имени главного героя Лёшки незатейливая история из жизни подростков в провинциальном городке обыграна достаточно интересными приёмами. Тут и намёки на эротические фантазии шестнадцатилетнего парнишки со своей школьной учительницей, и неожиданная мистическая помощь от погибшего брата, и первая попытка откровений на тему Бога с душой незадачливого друга, и «Алёшкины фантазии» на тему легендарных советских «Неуловимых мстителей». Конечно, сами по себе приёмы эти не новы, но вкупе с достойным визуальным рядом и удивительным музыкальным сопровождением они приводят к желаемому эффекту: начинаешь верить и сопереживать происходящему на экране, но ровно настолько, насколько это позволяют авторы картины. Отдельное слово о саундтреках. С одной стороны, обеспечить музыкальное сопровождение было не так уж и сложно, благо, хитов того времени достаточно, многие из них на слуху и давно уже составляют «золотую коллекцию». Да и показать на экране медленный танец с «пионерским» расстоянием между партнёрами или поющую под гитару дворовую компанию труда, видимо, тоже не составило. На самом деле в подобном проекте всегда есть соблазн выделиться чем-то особенным и оригинальным, подчас в ущерб вкусу и качеству. К счастью, в «Однажды» всего этого удалось избежать: проникновенная оригинальная музыка специально приглашенного легендарного итальянского композитора Николы Пьовани гармонично объединила не менее легендарные отечественные шлягеры шестидесятых и семидесятых. И последнее. Несомненной удачей фильма оказался подбор актёров. Представляю, как сложно было молодым ребятам вживаться в образы своих сверстников из такого близкого, но одновременно и такого далёкого прошлого: другая эпоха, другая страна, другие ритмы. Каково им было понять, как можно жить без привычных ныне сотовых телефонов и круглосуточного интернета под рукой, ходить строем на демонстрации, драться после танцев и воровать арбузы из вагонов? Тем приятнее, что этим лицам с экрана хочется верить, хочется узнавать в них себя тогдашних. Во многом благодаря актёрам путешествие в семидесятые оказалось простым и убедительным!
Сычёв Сергей Автор Фильм Про
18.05.2015 10:57
«Однажды» Рецензия «Фильм Про»
На волне фильмов-стилизаций, которые сегодня очень востребованы отечественным зрителем, возник фильм «Однажды». В этот раз имитируется жанр подростковой мелодрамы, модный в семидесятых годах прошлого века. Поэтому в кадре «клеши», приталенные рубашки, старые мотоциклы и длинноволосые певцы провинциальных ВИА. А в центре повествования – первая любовь, которая... читать дальшеНа волне фильмов-стилизаций, которые сегодня очень востребованы отечественным зрителем, возник фильм «Однажды». В этот раз имитируется жанр подростковой мелодрамы, модный в семидесятых годах прошлого века. Поэтому в кадре «клеши», приталенные рубашки, старые мотоциклы и длинноволосые певцы провинциальных ВИА. А в центре повествования – первая любовь, которая оттеняется цитатами из «Неуловимых мстителей» и сценами в женской бане. Картина Рената Давлетьярова, с формальной точки зрения, является ремейком «Американки» Дмитрия Месхиева. «Американка» была в конкурсе «Кинотавра», её благосклонно приняли критики, сценарий Юрия Короткова был опубликован в «Искусстве кино». У фильма много поклонников, и вопрос о необходимости ремейка, разумеется, возникает у зрителя первым делом. Тем более, что Ренат Давлетьяров параллельно готовил к выпуску ремейк картины Станислава Ростоцкого «...А зори здесь тихие». В обоих случаях сходство между фильмами имеется - как и полемика с оригиналами. Но, как бы то ни было, Юрий Коротков и Ренат Давлетьяров отрицают, что «Пацаны» - ремейк «Американки». Оказывается, в конце 90-х, когда Давлетьяров прочёл сценарий Короткова, он решил немедленно ставить фильм, приобрёл права на постановку. Но появились дела, которые заставили его отложить запуск на неопределённое время. Давлетьяров продолжает: «Потом пришёл ко мне мой друг Дима Месхиев и сказал: «Можно, я сниму?» Я сказал: «Давай!» Но! У них, во-первых, не было на неё денег. На историческую картину нужен большой бюджет, а я настаиваю, что это – историческая картина, потому что время действия от нас далеко. Во-вторых, мы с моим другом немного по-разному увидели это время. Я считаю, что картина Димы – хорошая, но я был уже тогда убеждён, что её нужно снимать иначе. С тех пор прошло 17 лет. Там почему бы не переснять её? Переснимают же «Тихий Дон», я переснимаю «А зори здесь тихие…» Почему нет? Если «нет», то «Чайка» в постановке Станиславского должна была так и умереть в этом варианте, и нечего прикасаться к этой пьесе своими грязными руками». Юрий Коротков добавляет к этому, что денег у Месхиева не было до такой степени, что актёры приезжали на съёмки за собственный счёт и работали на чистом энтузиазме. Самого же Короткова Месхиев срочно вызывал в Псков, чтобы убрать из сценария те места, где возникает тема Гражданской войны, потому что на съёмку таких сцен средств не было. Трейлер фильма «Однажды» В центре внимания Дмитрия Месхиева главный герой и среда, в которой он живёт. У Рената Давлетьярова акцент несколько смещён. Его «семидесятые» пропущены сквозь флёр ностальгии, они имеют то же отношение к реальной эпохе, как «Стиляги» к пятидесятым или «Оттепель» к шестидесятым. То есть, узнаваемые приметы времени становятся частью мозаики, но автор не старается вспомнить всё, как оно было на самом деле. Он создаёт для себя легенду о себе и своей юности – голос героя «из будущего», который рассказывает о своём детстве в сценарии Короткова, служит для него оправданием. Этот голос был и у Месхиева, но там был голос мертвеца, который не нуждается в приукрашивании (фильм о любви заканчивается словами «и умерли в один день», то есть рассказчика уже нет в живых). Давлетьяров переписал концовку, причём сделал это даже не один раз, но для него было очевидно, что рассказчик не только жив, но и должен наполнить витальностью свой рассказ. Ради этой витальности выстроен целый мир прошлого. Пресловутые дворы дышат зеленью и свежестью. Костюмы прекрасно сшиты и отлично смотрятся. Волосы героев вымыты и уложены в элегантном беспорядке. Лица чисты и выразительны. Каждый персонаж прописан очень подробно и харизматично, и зрители «Американки» увидят, что на многих героев сюжета они просто не обращали внимания, потому что они существовали даже не на втором плане. Камера следует за взглядом героев, очерчивая поле их интересов. Это значит, что если герой смотрит девочке под юбку, камера Семёна Яковлева тоже «смотрит» туда. Эротический мотив здесь доминирует, и если в «Американке» он был наивным и грубоватым, то здесь принимает временами почти фламандские формы. «Мода меняется каждые три-четыре года, рассказывает художник по костюмам Александр Осипов. – При этом, когда люди смотрят кино, они часто ориентируются на свои собственные воспоминания: «В моём городе ходили вот так», «я носил вот это» - каждый больше верит себе, чем любым специалистам, когда речь идёт о далёком прошлом. С этим нужно считаться. Но я стараюсь в своей работе быть как можно более точным. Скажем, если определять время действия фильма по тому, как одеты герои, то это будут 1974-1977 годы. Несколькими годами раньше, например, талии у мужских брюк были более низкими. Другие различия будут заметны, в основном, специалистам, но вот этот момент сразу бросается в глаза. Тогда в изготовлении одежды широко использовали синтетику, но материалы для неё были куда менее качественными, чем сейчас. На главном герое фильма, Лёше Колядко, вы видите как раз синтетическую рубаху, причём она настоящая и практически не ношенная. В фильме вообще много настоящей одежды, найти её было не так уж сложно. Важно было только, чтобы она совпадала с режиссёрским замыслом и с теми декорациями, которые создал художник-постановщик. Это труднее, чем кажется, но пока удаётся справляться». Но особенно важным отличием «Однажды» является мотив Гражданской войны. Пришёл он явно из «Заставы Ильича» Хуциева, но поскольку здесь стилизация, то и Гражданская война тоже стилизована – под фильм «Неуловимые мстители». Он цитируется здесь напрямую, музыка из фильма звучит за кадром, и когда мальчишка мечтает о том, как бы он поехал воевать, он представляет себе прошлое именно по знаменитому отечественному блокбастеру. То есть, романтичные шинели, гарцующие гнедые, серые, но одухотворённые лица. «Будёновки и шинели солдат в фильме очень похожи на настоящие, - говорит Александр Осипов. - Но на настоящих звёзды были более яркими. Мы их специально закрашивали, чтобы они не бросались в глаза и не переходили в идеологическое высказывание». Ренат Давлетьяров давно занят разработками российского жанрового кино. Среди его продюсерских и режиссёрских проектов – успешная комедийная трилогия «Любовь-морковь», триллер «Стальная бабочка», боевик «Беглецы». Ностальгическая мелодрама «Однажды», за которой следует военная мелодрама «А зори здесь тихие...», - это ещё один эксперимент в создании зрительского кино. Если не высокохудожественного, то хотя бы качественного – чтобы не только Сергей Гармаш и Андрей Мерзликин «помогали» молодым актёрам, но и чтобы музыку писал Никола Пьовани, который работал со Стеллингом, Бениньи и Федерико Феллини, что особенно важно. Для Давлетьярова его «Однажды» - это, в том числе, «ответ» «Амаркорду», и преемственность тут символична. Общего между фильмами, как минимум, одно: оба не задумывались как фестивальное кино и снимались для всех зрителей, которые захотят это кино смотреть.