Красная армия
Red Army
Биографический фильм, Документальный фильм, Исторический фильм
27 августа 2015
Отзывы
Сычёв Сергей Автор Фильм Про
17.08.2015 16:22
«Красная армия» Рецензия «Фильм Про»
Неожиданный документальный блокбастер «Красная армия» - гимн советскому хоккею, наполненный юмором и оптимизмом. Хотя если присмотреться лучше, станет очевидно, что перед нами – новая попытка понять загадочную русскую душу и суть её отношений с не менее загадочной Россией, или, если ещё точнее, Родиной. Семидесятые и восьмидесятые годы прошлого столетия – п... читать дальшеНеожиданный документальный блокбастер «Красная армия» - гимн советскому хоккею, наполненный юмором и оптимизмом. Хотя если присмотреться лучше, станет очевидно, что перед нами – новая попытка понять загадочную русскую душу и суть её отношений с не менее загадочной Россией, или, если ещё точнее, Родиной. Семидесятые и восьмидесятые годы прошлого столетия – период, когда советский хоккей был не просто на высоте, но стал для всего мира символом успешности советского эксперимента вообще. Сборная СССР демонстрировала, как именно командная игра, демонстративно лишённая агрессии, наполненная жизнерадостным спортивным азартом, не связанная ни с высокими гонорарами, ни с какими бы то ни было амбициями, кроме патриотизма, - как именно такая игра оказывалась на голову выше той, которую предлагала северо-американская, то есть Западная, школа. Миллионные гонорары, статус поп-звёзд от спорта, драки на льду и другие «фишки» любимого в США и Канаде вида спорта пасовали перед Советами, а значит, это была победа в идеологической войне, в равной степени важная своей бескровностью и убедительностью. Победа, последствия которой тем более любопытны: лучшие хоккеисты СССР постепенно обзавелись долгосрочными контрактами с НХЛ, а Советский Союз канул в небытие. Трейлер фильма «Красная армия» Загадка? Загадка. Как и многое другое в русской истории. Для сына советских эмигрантов американца Гейба Польски, который в юности профессионально играл в хоккей и которого тренировал русский тренер, эта загадка превратилась в страсть. О ней он снял свой дебютный документальный полный метр «Красная армия», и помог ему в этом специалист по изображению страсти в кино Вернер Херцог, у которого, между прочим, русская жена. Фильм начинается с того, что Гейб встретился с Вячеславом Фетисовым для интервью. Мы ещё не знаем, что Фетисов станет главным героем фильма. Зато мы видим, что Фетисов говорить не намерен. Он занят своим мобильным телефоном и никак не может сосредоточиться на разговоре, а Гейб упорно задаёт ему вопрос за вопросом, пытаясь пробить этот коммуникативный барьер. Конечно, потом Фетисов разговорится, и многое расскажет Гейбу о своём блестящем прошлом – на блестящем английском языке, которым он овладел за время работы на Западе. Но первая важная метафора создана. Гейбу, американцу с русскими корнями, материал будет сопротивляться до последнего. Впрочем, хотя это и осталось за кадром, сопротивлялся и Фетисов. «Когда он мне показал исходный материал, я сказал, что он не годится вообще. «Выброси всё это на помойку, - говорю, - я тебе никогда не разрешу это использовать». Он расстроился… Мои впечатления от фильма останутся при мне», - сухо комментировал Фетисов фильм после роскошной премьеры в Каннах, куда его пригласили в качестве героя фильма, а не чиновника или спортсмена. «Я показал Фетисову черновую версию фильма. Он хотел увидеть её, прежде чем продолжить нашу с ним работу. И он ни разу не сказал мне, чтобы я хоть что-то поменял. Я знаю, что русские вообще не любят говорить о том, что они чувствуют. Но Фетисов согласился работать дальше, значит, ему понравился фильм», - безмятежно улыбаясь, рассказывает о своей работе Гейб. Вячеслав Фетисов и Гейб Польски про «Красную армию». «Индустрия кино» от 13.06.14 Озорная, лукавая улыбка этого американского режиссёра чувствуется в каждом кадре фильма. Он не официальный рассказ о советском хоккее снимает. Ему нужно понять, что такое эта самая русская душа, частичка которой есть и в нём самом. Он не остановится, пока не добьётся ответов на все свои вопросы. Многое в русской действительности, как советской, так и современной, кажется ему абсурдным, и он не скрывает этого отношения в своём фильме. Но он заворожён красотой русского хоккея и создавших его русских характеров. Сборная по хоккею СССР – это галерея удивительных людей, судьба каждого из которых по-своему изломана, но при этом не потеряла какого-то странного изящества, красоты. Почему тренировки хоккеистов, похожие на средневековые пытки, и постоянно оказываемое на них со всех сторон давление не только не сломали их, но закалили и, более того, выковали из них эту удивительную, похожую на балет манеру играть на льду с клюшкой и шайбой? Что это за русская душа, которая не борется против гнёта, но как будто именно благодаря ему раскрывается во всей своей красоте? Почему именно тогда, когда красота достигает своего апогея, вдруг в России всегда разверзается пропасть, и всё рушится туда лавиной, так, что не остановить? Гейб не может ответить на эти вопросы, но осознаёт и ставит он их глубоко и трагично, в традиции русской литературы, русской мысли – но в манере прагматичного американца, которого не смутить поэтическими высказываниями. Беспощадные факты требуют своего осмысления, но – никто не способен это отрефлексировать. Вот спортсмены, вот публицисты, вот интеллигенция – Гейб даёт высказаться многим. Но от этого страшная картина любви и ненависти между человеком и государством в России становится только сложнее, ответ в одном документальном фильме молодого режиссёра найти не получится. Для кого-то этот фильм окажется ностальгией по советскому величию и былым победам. Для кого-то – обвинением нашему прошлому и нам самим на большом трибунале Истории. Но Гейб, и это тоже вполне очевидно, говорит на примере прошедшего о настоящем и о вечном. У него не тема, у него – дискурс. Поэтому фильм неожиданный. А его зрелищность поможет ему быть увиденным и осмысленным миллионами наших соотечественников. Не так часто нам честно говорят о нас самих. Будем ценить и учиться. В 2014 году фильмом «Красная армия» открылся Московский международный кинофестиваль