6.2
Вольная экранизация Бориса Хлебникова романа Георгия Владимова «Три минуты молчания» причалила на 45-й Московский международный кинофестиваль весной этого года, став одним из самых ярких фильмов-открытий за все последние годы смотра. По сюжету двое подростков устраиваются на рыболовецкое судно, чтобы подзаработать деньжат на летних каникулах. Для одного это всего лишь «прикол» и поиск острых ощущений, для другого же, возможно, дело всей жизни. Матёрые моряки траулера «Снегирь», просоленные рыбой и пропитанные крепким горючим, тут же принимаются учить уму-разуму зелёных юнцов, что в простонародье зовётся попросту дедовщиной. Когда нездоровая атмосфера в коллективе усугубляется ещё и слабым уловом, капитан решает заплыть подальше, в воды «пожирнее», и берёт курс прямо на шторм...
Сюжет картины разворачивается в далёком, казалось бы, прошлом – 71 год назад, 1952-й сменяется 1953-м. А смотришь – и то и дело возникает ощущение: мм, а это точно не про сегодня? Просто сравним приметы времени: враги народа, вредительские организации, эхо войны, борьба с космополитизмом… И очень важный вопрос, с которым человек из народа обращается к свидетелю событий: «А почему я должен верить вам, а не газете "Правда"?»
Классик советского кино, в своё время поставивший один из важнейших фильмов эпохи – «Белорусский вокзал», а затем выбравший необыкновенно тяжёлую для режиссёра долю – и 30 лет попросту не снимавший кино, Андрей Смирнов вновь показал нам выдающийся мастер-класс на тему «О чём должен говорить со зрителями кинематограф».
Бизнесмен Игорь (Алексей Серебряков) отвозит сына (дебютант Всеволод Володин) в сибирскую глухомань. У первого финансовые проблемы, у второго – наркотическая ломка, поэтому Игорь и решает отсидеться в алтайской глуши, где лечит сама природа. Методы отцовского перевоспитания подстать местной погоде - суровые и жестокие. На утро отец планирует отправиться в охотничий домик, чтобы окончательно порвать с цивилизацией, только вот в тайге разгорается эпидемия бешенства среди диких животных. Она то и становится настоящим смертельным испытанием для обоих.
Триллер «Бешенство» от режиссёра Дмитрия Дьяченко, подарившего зрителям главный хит отечественного кинематографа «Чебурашка», тотальный антипод семейной праздничной комедии про ушастого зверька. Хотя, пожалуй, общее всё же кое-что есть: и там, и там главные герои зависимы от непредсказуемого поведения живого существа, встреча с которым превращается в кошмар для героев и аттракцион для зрителей.
5.9
Роуд-муви Антона Маслова (он ответствен за всемилюбимых «Вампиров средней полосы») рассказывает о девушке, которая решается на увлекательное, но и опасное путешествие – доехать на велосипеде из Москвы до Магадана, чтобы помириться с мамой. Без громкой рекламной кампании, гигантского бюджета и каких-либо спецэффектов фильм стал одним из главных весенних кинособытий, заработав в прокате больше полумиллиарда рублей. Вот уж действительно попал, что называется, в нерв. Конечно, это кино не про любовь к велоспорту (хотя достать из чулана пыльный велик наверняка захочется), а про любовь к жизни вообще и – не в меньшей степени – про поиски ответов, которые эта жизнь задаёт каждый день поколению тридцатилетних: кто мы, откуда и куда... едем?
Фишка проекта в том, что он основан на реальных событиях. Прототипом главной героини стала велопутешественница Анна Смолина, написавшая книгу «А чего дома сидеть?», где рассказала, как променяла городской комфорт на жизнь в экстремальных условиях и отправилась со старенькой собакой странствовать по России и встретила свою любовь.
Напряжённая якутская драма «Айта» о самосуде в небольшом селе над русским полицейским успела наделать шуму в России два раза. Первый, когда вышла в прокат и стала самой кассовой якутской лентой в истории (26,4 млн), а затем через полгода, когда попала под жернова запретов российских надзорных органов - ленту удалили со всех платформ и лишили прокатного удостоверения. Как позже заявила Министр Культуры РФ Ольга Любимова, сделано это было по просьбе граждан, усмотревших в картине признаки межнациональной розни. Как это зачастую бывает, после такой широкой промокампании интерес к творению Степана Бурнашева только возрос.
Снятая по российским меркам за копейки, но с обычным для якутского кино бюджетом, картина без экивоков препарирует самые болезненные для всех людей темы: детские самоубийства, совращение малолетних, самосуд, философские вопросы преступления и наказания. По сюжету в небольшом якутском посёлке после попытки суицида умирает местная девочка. В её одежде находят записку: «Афоня, я тебя ненавижу!». Жители села решают, что над ней надругался русский полицейский с таким же именем, и планируют совершить самосуд. Начальник отдела полиции якут Николай отказывается выдавать сослуживца, после чего ситуация накаляется и в конце концов перерастает в настоящую бойню.
6.4
Шестилетний Ильхам, отдыхая летом в деревне у бабушки с дедушкой, ждет приезда родителей. Только мама с папой вдруг перестают отвечать на телефонные звонки, бабушка часто плачет, а дед подолгу молчит. Зритель с первых же минут знает, что родители Ильхама погибли. А вот старики никак не могут решиться сказать мальчику правду. Чтобы отвлечь ребенка, дед предлагает сыграть в игру.
«Бери да помни», снятый в татарской деревне, доказывает: в регионах зарождается новая мощная волна российского кинематографа. В картине, созданной в лучших традициях семейного, доброго и отчасти психологического кино, искусно переплетены комическое и трагическое, а взрослые проблемы тонко раскрываются на фоне незамысловатой детской игры.
8.3
Драма о двух сестрах, которые несколько лет не могут смириться с внезапным исчезновением их матери, чтобы принять ее наследство и жить дальше. Это история о сестринской любви соавтора фильмов Бакура Бакурадзе режиссера Или Малаховой с Аглаей Тарасовой и Дарьей Савельевой. Последняя получила награду фестиваля в Выборге за лучшее исполнение женской роли. Но главное открытие здесь, пожалуй, именно Тарасова. Звезда комедий и сериалов открылась с новой стороны, показав свой истинный потенциал.
7.6
Девочку Женю, по прозвищу Жесть,можно назвать по настоящему трудным подростком. Такой она стала после сотрясения мозга и травмы ноги. Теперь она хромает и видит мир далеко не в розовом цвете. Достаётся всем — одноклассникам, родителям, любимому парню Приходьке. Встреча со странным и таинственным руководителем кружка робототехники заставит Жесть взглянуть на жизнь и себя в ней под совершенно иным углом.
Это одновременно светлая и честная история, которая чутко передает мир шестнадцатилетней девушки, которая запуталась в себе. Она смотрит на него сквозь призму фантазий и предубеждений, подмечает необычные детали, размышляет о вещах, которые некоторым окружающим кажутся странными.
Лента во многом похожа на сказку, в которой принцесса спасает себя сама: трансформация из Жести обратно в Женю происходит вместе с неизбежным взрослением, верный признак которого – научиться прощать. У создателей «Головы-жестянки» получилось кино ещё и об учителе, встреча с которым может стать судьбоносной.
6.8
Кентавр
2023
/ Драма, Триллер
/ Россия
Лиза (Анастасия Талызина) садится в такси, которое повезёт её по ночной столице. За рулём авто - герой Юры Борисова. В качестве инфошума - новость об объявившемся маньяке.
Продюсер Илья Найшуллер («Хардкор», «Никто») помог режиссёру-дебютанту Кириллу Кемницу сделать один из лучших триллеров года. Фильм, который играет на одном из страхов жителя мегаполиса - кто за рулём машины, которая сейчас меня везёт. И хоть все мы видели и «Таксиста», и «Драйв», «Кентавр» увлекает своим сеттингом и химией между актёрами.
Телеведущий Егор Погодин посреди ночи слышит крики во дворе и спускается вниз, чтобы вступиться за девушку. А вскоре решает вообще изменить жизнь и начать помогать людям. Это заводит его в поисковые отряды “Лиза Алерт” и в группы помощи тяжелобольным детям. Но параллельно начинает трещать по швам его благополучная жизнь и семья.
Экранная пара Ирина Старшенбаум и Никита Ефремов не впервые вместе. Их химия искрит и в «Общаге» Васьянова, и в хорроре про домашнее насилие «Сёстры». По словам, актрисы, им хотелось заложить смыслы, чтобы зритель, каждый сам для себя, в зависимости от своего собственного положения, от своей ситуации, понял что-то своё. И понял, как правильно распорядиться этим материалом в своей жизни.