Нолан снял кино всего лишь за $6 тыс. в чёрно-белом формате. История развивается нелинейно — приём, который режиссёр будет оттачивать в своих будущих фильмах. В этой работе молодого постановщика уже отчётливо прослеживаются эстетические, художественные и драматургические фишки режиссёра-новатора.
Не стоит забывать, что фильм взял «Оскар» за визуальные эффекты, и это действительно одна из самых любопытных и зрелищных картин, поражающая и захватывающая ум своим подходом к построению экшен-сцен.
«Бессонница», будучи единственным фильмом Нолана, к сценарию которого он не приложил руку, имеет сходство по стилю, но значительно отличается по сюжету от других фильмов автора. Игра актёров фантастична, сюжет многослоен, но ему не хватает фирменной виртуозности, которой славится режиссёр. При этом «Бессонница» может похвастаться великолепным актёрским составом, включая Аль Пачино, Хилари Суонк, а Робин Уильямс выступил в злодейском амплуа, что вообще случалось крайне редко.
«Бэтмен: Начало» — это, пожалуй, один из самых значимых фильмов XXI века. Он не только прославил Кристофера Нолана как режиссёра категории «А», но и стал образцом для современных блокбастеров. Многие кинематографисты пытались повторить его, стремясь создать фильмы, столь же реалистичные и приземлённые. Но им так не удалось достичь такого же совершенства формы. Кроме того, Нолан популяризировал концепцию перезагрузки, переосмыслив образ Бэтмена для нового поколения в духе нуара.
Тёмный рыцарь: Возрождение легенды The Dark Knight Rises
2012 / Триллер, Боевик / США, Великобритания
Триквелу сразу пришлось столкнуться с трудностями: после невероятного перфоманса Хита Леджера в роли Джокера во второй части, новых злодеев писать (а затем и играть) было невообразимо сложно. Но у создателей все получилось! Кристиан Бэйл стабильно крут, Том Харди брутален и по-настоящему грозен, а Энн Хэтэуэй и вправду знойна и корыстна. Хотя в «Тёмном рыцаре: Возрождение легенды» есть сюжетные дыры и необъяснимые повороты, они компенсируются блистательным актёрским составом, величественной партитурой Ханса Циммера и мастерской режиссурой Нолана.
Некоторые аспекты концовки ленты действительно заходят далеко за горизонт, но если не акцентировать на этом внимание, а просто осознать масштаб поднятых создателями вопросов, то «Интерстеллар» — это абсолютный шедевр. В недалёком будущем, когда Земля находится на грани исчезновения, пилот, ставший фермером, вынужден вернуться в космос по заданию НАСА. Его цель — найти три потенциально пригодных для жизни мира в других солнечных системах. И эта история способна как опустошить вас эмоционально, так и вознести на новый уровень, как ни один фильм Кристофера Нолана.
А ещё — это вершина творчества композитора Ханса Циммера, актёрский мастер-класс Мэттью Макконахи и наглядный пример, каким отцом лучше не быть (или быть?), и, вероятно, самые сложные визуальные эффекты в кино, которые превзошли всё, что было показано в кинематографе до этого. Демонстрация в фильме Чёрных дыр в буквальном смысле породила несколько серьёзных научных статей.
Два фокусника 1890-х годов, в исполнении Кристиана Бэйла и Хью Джекмана, вступают в жестокую войну друг с другом, пытаясь раскрыть секрет величайшей иллюзии — телепортации. На пути к своему главному фокусу каждый из них жертвует всем, ведь настоящая магия требует кровавых жертв.
«Престиж» не только великолепно собранный и талантливый фильм Кристофера Нолана, но и очень нежный, чего нельзя сказать о большинстве других его работ.
«Помни» — это первый фильм Нолана, который действительно поражает воображение, он не похож ни на что другое. По сути, «Помни» — это «Довод» за двадцать лет до «Довода», только решённый более экономичными, но оттого не менее изощрёнными, витиеватыми и виртуозными способами.
Режиссёр выбрал, на первый взгляд, самый негероический эпизод войны, чтобы напомнить всем, что война — это не только подвиги и победы, но и тяжёлые потери и испытания. В фильме нет битвы как таковой, если не считать непрекращающиеся внутренние сражения каждого безымянного солдата. Не дожидаясь кораблей союзников, простые британцы жертвуют своими лодками и спасают солдат.
Блестящая музыка Ханса Циммера, которая буквально вдавливает зрителей в кресла звуком тикающих часов, не менее эффектно обработана звукорежиссёром Ричардом Кингом. В итоге фильм получил «Оскары» за лучший монтаж, лучший звук и лучший монтаж звука.
«Начало» — это концептуальные американские горки. Нолан смело обращается к сложным идеям осознанных сновидений, человеческого подсознания и концепции «реальности в реальности», воплощая их в осязаемые и доступные формы (хоть за это иногда приходится платить сюжетными недомолвками). Это кино действительно сложно не полюбить — оригинальные экшен-сцены, трогательная история потери и горя и, конечно же, великолепный актёрский состав, руководит которым Леонардо ди Каприо.
«Начало», наверное, самый любимый у зрителей фильм Нолана. В нём он достигает филигранного баланса между авторским и мейнстримным.
2023 / Драма, Исторический фильм, Биографический фильм / США, Великобритания
Благодаря великолепным визуальным эффектам и леденящей душу музыке Людвига Йоранссона, «Оппенгеймер» заставляет зрителя задуматься (и это не звучит как моветон). Претенциозные и пафосные реплики персонажей кажутся вполне уместными. «Оппенгеймер» — это Нолан на пике своей формы.
Многие ли режиссёры способны создать трёхчасовую разговорную историческую драму с чёрно-белыми вставками, которую интересно смотреть именно на большом экране? Пожалуй, нет.
Можно долго говорить о величии этого фильма, о его новаторском сценарии и о его культурной значимости. Да, он положил начало всем современным супергеройским картинам, но по своей сути это не фильм о супергероях. Это политический триллер, философская драма, гангстерский эпос — да всё что угодно, но при любом раскладе — это лучший фильм Кристофера Нолана.