В «Паразитах» Пон Чжун-хо всё очень корейское – и в то же время совершенно универсальное, благодаря чему фильм и стал суперхитом во всём мире. Бедная семья решает нажиться на богатой семье, выдавая себя за других людей. Брат и сестра становятся репетиторами, отец – водителем, мать – экономкой. В какой-то момент фильм переворачивается, и уже непонятно, кого стоит считать паразитами, - хитроумных пролетариев или представителей буржуазии, привыкших высокомерно распоряжаться другими людьми.
Кино о Первой мировой войне с точки зрения британцев Сэм Мендес превратил в настоящий аттракцион, обещающий максимальный эффект присутствия. Сюжет прост: двоим парням дают сверхзадание - отнести приказ об отмене наступления в другой полк. Не успеют - погибнут тысячи солдат. Это не просто фильм, который якобы снят одним планом (на самом деле это очень тонко смонтированные 8-минутные отрывки), а мощное, шокирующее, невероятно динамичное зрелище с бешеной энергетикой.
Ещё никогда фильм по комиксам не вызывал столько полярных эмоций и споров. Призыв к революции? Поощрение насилия? Исповедь маленького человека? Жестокий и горький рассказ о душевнобольном, которому вовремя не подали руку помощи? «Джокер» уже обеспечил себе место в истории кино. Хоакин Феникс своим исполнением этого расчётливого безумца, главного врага Бэтмена, поднял планку настолько высоко, что вряд ли в ближайшее время её удастся кому-нибудь перепрыгнуть.
Однажды... в Голливуде Once Upon a Time in Hollywood
2019 / Боевик, Комедия, Драма / Великобритания, США
Рик Далтон и Клифф Бут, звезда вестернов и его верный каскадёр, выполняющий за него все трюки. Леонардо ДиКаприо и Брэд Питт – оба актёра раскрылись в картине Квентина Тарантино с неожиданной стороны. Возможно, один из самых личных фильмов Тарантино. Признание в любви к «золотому веку» Голливуда и превосходная чёрная комедия, в которой режиссёр, как и в «Бесславных ублюдках», меняет ход истории.
Ford против Ferrari Ford v. Ferrari
2019 / Спортивный фильм, Боевик, Драма, Биографический фильм / США
Фильм-противостояние на высоких скоростях о том, как разрабатывался знаменитый спорткар Ford GT40. Автоконструктор Кэррол Шэлби (Мэтт Дэймон) в союзе со своенравным гонщиком Кеном Майлзом (Кристиан Бэйл) под знамёнами Ford объявляют войну Ferrari. И ставят перед собой амбициозную задачу - спроектировать новую машину и выиграть на ней супергонку 24 часа Ле-Мана. Динамичная манера съёмки и два сильных мужских характера под прицелом камеры - основательное, местами шумное и чрезвычайно обаятельное кино даже для тех, кто ничего не понимает в гонках.
Рене Зеллвегер досталась роль мечты. Сыграть легенду Голливуда Джуди Гарленд – большая честь. Особенно, когда дива уже в летах, переживает развод с мужем и пытается справиться со своими психотравмами, которых за годы работы в киноиндустрии накопилось немало. Чего стоят одни только воспоминания о регулярном харрасменте на заре её карьеры, когда любой продюсер мог вести себя с ней как пожелает. Её концертный тур в Англию это - сплошь романы, приступы паники, депрессия, алкоголь и, конечно, выступления - кстати, чтобы войти в образ и показать, как она это делала, Рене Зеллвегер готовилась почти полтора года. К тому же, у актрисы тут ещё и сложный грим, всё ради портретного сходства с Гарленд.
Кажется, Ноа Баумбаку удалось сказать кое-что по-настоящему важное о современном институте семьи и отношениях вообще. Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер проживают эту вечную историю в духе «Крамер против Крамера» - честно и сполна показывая влюблённую пару в состоянии развода. Пока в их грязном белье с восторгом копаются адвокаты (особенно здесь преуспела героиня Лоры Дерн), они пытаются сохранить то главное и необъяснимое, что когда-то было между ними, но теперь уходит навсегда.
2019 / Военный фильм, Комедия, Драма / США, Новая Зеландия, Чехия
Скандальный антитоталитарный памфлет от всеобщего любимца Тайки Вайтити. Главный герой невелик ростом, живет в расцвет Третьего рейха, и временами ему открываются истины, недоступные одержимым политическими идеями взрослым. В частности, у мальчика здесь появляется вымышленный друг. По функции – как Мэри Поппинс или Карлсон, по внешности – настоящий Адольф Гитлер (его играет сам Вайтити), только это не крикливый фюрер, а добрый и чуткий наставник, помогающий ему разобраться со своими внутренними и внешними проблемами.
Грета Гервиг уже заявила о себе как о талантливом режиссёре фильмом «Леди Бёрд». Её «Маленькие женщины» - киноадаптация знаменитого произведения Луизы Мэй Олкотт. Четыре героини, сёстры Мардж из бедной, но дружной семьи, в книге тоже были стеснены патриархальными рамками и искали способа проявить себя как творческие и сильные личности. Но Гервиг заметно усилила феминистскую энергию романа. Сложно сказать, получилась ли её экранизация лучше знаменитого фильма 1994 года с не менее звёздным кастом, она - просто другая.
Роджер Айлс ухитрился сделать из новостной телевизионной сети Fox News медиагиганта с миллионной аудиторией. Но пал жертвой собственной похоти и неуважения к сотрудницам-женщинам. Скандал разразился как гром среди ясного неба: Гретчет Карлсон (её играет Николь Кидман) заявила о случаях дискриминации по половому признаку в компании Fox News, позднее к ней присоединились и другие активистки, в фильме их играют Шарлиз Терон и Марго Робби (обе были номинированы за эти роли на «Оскар»). Конечно, эта история отсылает нас к недавним обвинениям кинопродюсера Харви Вайнштейна в сексуальных домогательствах, из-за которых он, как и в своё время Роджер Айлс, вынужден был уйти в отставку.
Это удивительно, но четвёртая часть «Истории игрушек», которую уже никто и не ожидал, оказалась не то что бы не хуже предыдущих легендарных серий, но в чём-то даже и лучше. Ковбой Вуди опять переживает внутренний кризис, Баз Лайтер продолжает развиваться как самостоятельная личность, несмотря на встроенный в него микрофон, а на горизонте появляется новый герой - Вилкинс (новая хозяйка друзей сделала его из обычной пластиковой вилки и прочего мусора). Проблемы, которые подспудно поднимаются в этом детском мульте, тянут на несколько экзистенциальных драм. Впрочем, его это нисколько не портит.
«Американская фабрика» Netflix - очень знаковый документальный фильм. Старый завод General Motors выкупает китайская корпорация и открывает там фабрику по производству автомобильного стекла. Всем говорят, что хотя деньги и высшее руководство – китайские, фабрика – американская, ведь на ней работают, в основном, бывшие сотрудники GM. Вот только зарплата крохотная, условия работы - как в Китае, а над каждым американцем стоит китайский надсмотрщик-инженер. А если надумаете открывать профсоюз, мы тут всё закроем, - цинично улыбается президент компании. Мрачная антиутопия или новая реальность, в которой США уже не повелевают миром, а оказались на месте подчинённых? Ещё ни одно кино не показывало это настолько отчётливо.
Скандальный музыкальный байопик о бесспорном короле поп-музыки Элтоне Джоне, которого в этом фильме играет звезда обоих «Kingsman» Тэрон Эджертон. Он же в этой эксцентричной и красочной драме, кстати, сам и исполняет главные вокальные партии. Песню (I’m Gonna) Love Me Again, написанную специально для фильма, он поёт вместе с её почётным автором - Элтоном Джоном. Именно она, по решению академиков, стала «Лучшей песней» на вручении премии «Оскар-2020».
Этот мультфильм длительностью чуть более шести минут адресован всем обладателям роскошной шевелюры. Маленькой девочке очень не хочется выходить на улицу с неухоженной копной волос. Причесаться красиво самой у неё не получается, а папа с дредами, кажется, готов проиграть в неравной схватке с непослушными кудрями. И все же им надо срочно что-то придумать, потому что теперь этим двоим надо учиться справляться без мамы. Терапевтический, смешной, горький, но в конечном счёте, очень жизнеутверждающий мультик.
Маршалл Карри - известная фигура в документальном кино, в последний раз он номинировался на «Оскар» с короткометражкой «Ночь в Мэдисон Сквер Гарден» про съезд американских нацистов в 1939 году. Однако его игровая короткометражка «Окно напротив» не о политике, а о семье. Потерявшая ребёнка мать знакомится с новой соседкой, у которой похожая трагедия, но завязавшаяся дружба постепенно омрачается некоторыми странностями. В итоге, первый «Оскар» в своей карьере документалист получает именно за игровую картину.
2019 / Спортивный фильм, Короткометражный фильм, Документальный фильм / Великобритания
В прошлом году академики обошли вниманием яркий документальный фильм о скейтбординге как шансе и свободе Minding the Gap. И вот, похоже, решили восстановить справедливость, вручив приз короткометражке о девочках из Афганистана, для которых кататься на скейтборде – вызов всему обществу и, если совсем серьёзно, риск для жизни. Феминистский и антитоталитарный уклон фильма считывается моментально.