4.5
Этот фильм получил самый громкий среди прочих киноприз в 2016 году – «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. Многие, бегло прочитав аннотацию, решили, что это политическое решение, потому что фильм будто бы о беженцах. Но он не о них. Он – о границе между двумя мирами, где раскалённые баржи, переполненные трупами, проплывают мимо обычных итальянских мальчишек, скучающе стреляющих из рогаток. А работает и с теми, и с другими один и тот же доктор. Образ очень ёмкий и яркий.
Самый длинный по хронометражу лауреат «Оскара» в истории, этот фильм обычно воспринимают как сериал, хотя он был показан на «Сандэнсе» как полнометражная картина, да и смотреть его нужно залпом, чтобы в полной мере ощутить перипетии судьбы одного из самых известных спортсменов в истории США. Чернокожего, который как будто снял все расовые противоречия. Убийцы, который на всю страну прокричал о свободе и защите прав человека. О. Джей Симпсон, даже если вы о нём прежде не слышали, станет вам надолго больше чем другом.
Ещё одна громкая история знаменитого чернокожего. Джеймс Болдуин был вынужден покинуть США, чтобы спастись от преследований за гомосексуализм. Сегодня он считается всемирно известным писателем, а для своих соотечественников он был просто ниггером-гомосексуалистом, которого и за человека считать не стоит. Изнанка американской мечты и американской системы – одна из важнейших тем лучших американских же документальных фильмов, которые не боятся поднимать самые острые проблемы.
5.8
Критика США всегда была одной из главных тем фильмов Майкла Мура, горячего патриота своей страны, который слишком умён, чтобы мириться с недостатками, портящими его страну. В этом фильме он предпринял провокационный ход: поняв, что в истории США за последние десятилетия не было ни одной настоящей военной победы, он решает сам начать завоевания. Только ему будут нужны не нефть и не смена правящих режимов для других стран, а полезные идеи для лучшего устройства общества в США. И Мур поочерёдно «завоёвывает» европейские страны, получая в качестве «контрибуции» продолжительные декретные отпуска, школьные столовые с натуральными продуктами и бесплатное высшее образование.
8.5
Башня
Tower
2016
/ Документальный фильм, Криминал
/ США
Анимационная документалистика – уже не экзотика, а нечто совсем привычное, и каждый год мы видим целый ряд таких картин. Причём почти все они почему-то очень хорошие. «Башня» с помощью анимации восстанавливает трагические события 1966-го года, когда снайпер расстрелял студентов с остинской башни. Смотреть страшно, но очень интересно.
Энтони Винер – самый скандальный американский политик десятилетия, не считая президента Дональда Трампа, разумеется. Скандалы Винера, впрочем, связаны исключительно с его личной жизнью, потому что в общественной он был безупречен и успешен… Пока однажды случайно не «запостил» в свою рабочую твит-ленту фотографию своего полового члена, сделанную для переписки в секс-чате. С этого момента карьера Винера пошла на спад, и авторы фильма наблюдают за ним в момент, когда он пытается начать всё заново и вернуть к себе доверие избирателей и жены.
Выдающийся фильм о великом шахматисте Магнусе Карлсене, непобедимом, харизматичном и загадочном. Это рассказ о человеке, которые с помощью шахмат смог преодолеть конфликт с миром и превратиться в символ не только шахматного чемпионства, но и успеха вообще. Магнус – человек трудный, и то, насколько к нему смог приблизиться режиссёр, внушает почтение.
6.0
Одна из любимых тем американских документалистов – рассказы о жизни великих рок-музыкантов. В данном случае это ещё и снято великим режиссёром Джимом Джармушем, который, впрочем, оставил все свои авторские амбиции за порогом этого проекта, предоставив здесь развернуться в полной мере пожилой легенде рока Игги Попу. Игги рассказывает о своей молодости и начале музыкальной карьеры, пересыпая байки неполиткорректными остротами и неожиданными откровениями. И зритель полностью покорён.
4.8
Вернеру Херцогу, как известно, можно не думать о том, как загипнотизировать зрителя. Ему не обязательно даже появляться в кадре – достаточно звучания его посаженного голоса, чтобы весь зал, как кролик перед удавом, внимал в едином порыве каждой секунде его фильмов. И здесь перед нами очередная галерея гениальных безумцев (и просто сумасшедших), каждый из которых в чём-то обязан своим недугом существованию интернета. Херцог наблюдает за ними с любопытством инопланетянина.
6.7
Диснеевские мультики – лекарство от аутизма? Как бы это дико ни звучало, но аргументация авторов фильма заставляет об этом задуматься. Они показывают людей, которые никак не могли социализироваться и очень мало взаимодействовали с внешним миром, а потом диснеевские хиты стали для них дверью, через которую они смогли выходить в нашу действительность.
Название фильма явно отсылает к «Человеку с киноаппаратом» Дзиги Вертова, и хотя этот фильм не был коммерческим хитом, уже понятно, что в истории документального кино он уже занял достойное место. Престижное издательство Criterion даже включило его в свою коллекцию, что для миллионов синефилов означает знак качества. Вопреки вертовскому фильму, это обращение от материала к автору, исследование свойств памяти и внимания, рефлексия на тему творчества. В каком-то смысле это продолжение традиции Криса Маркера, но в более понятном широкому зрителю ключе.
«Оскар» отметил этот фильм уже тогда, когда стало известно: Голливуд рассчитывает сделать из этой истории полнометражный игровой фильм. Но выразительность этого короткометражного фильма останется непревзойдённой, потому что герои, безоружные волонтёры, которые в Сирии спасали людей во время боевых действий, существуют на экране здесь и сейчас, и не нужно никаких знаков отличия, чтобы ощутить, какого рода люди находятся перед камерой.
5.6
Российско-польский фильм впервые представляет многим российским зрителям того самого человека, который первым рассказал миру о Холокосте и которого мир предпочёл не услышать. Знатоки кино помнят Карского ещё по фильму Клода Ланцманна «Шоа», но фильм «Праведник мира» по российскому телевидению посмотрело гораздо больше людей. И здесь, кстати, тоже используется пусть и простая, но всё же анимация.
Украина выдвинула этот фильм на «Оскар», и то, что «академики» его не отметили, говорит не в их пользу. Это действительно отчасти вестерн о деревне в украинской глубинке, куда отзвуки войны доносятся главным образом в виде новых повесток или гробов. Нищета, разруха, пьянство – всё это пытаются преодолеть двое местных дружинников, которые помогают милиции следить за порядком, а если нужно, могут и просто помочь наколоть дров и натаскать воды.
Фильмов о гражданской войне на Украине сделано уже очень много, и этот отличается от большинства из них тем, что авторы поговорили с участниками боёв по обе стороны баррикад. Каждый из них во всех бедах обвиняет врагов, а мы чем дальше, тем меньше различаем позиции героев, потому что через их рассказы о смерти и ужасе войны проступает общечеловеческая трагедия.
6.7
В лучах солнца
2015
/ Документальный фильм
/ Латвия, Россия, Германия, Чехия
Главный российский фильм среди вышедших в 2016-м году. Он мгновенно стал хитом во всём мире, его ставят в десятку лучших документальных картин самые авторитетные международные киноиздания, и всё потому, что Виталий Манский остроумно и талантливо показал не то, что находится в кадре рассказа о Северной Корее, но и то, что обязано находиться за кадром. Вот и весь секрет выдающегося фильма, смешного и страшного одновременно.
4.8
Новое произведение Сергея Лозницы – первый полнометражный фильм, который он снял не о России. Нам показывают нацистские концлагеря, превращённые в музеи, и туристов, которые не смеша бродят по экспозиции, потные, усталые, в шортах. Они делают селфи в концлагере и мечтают о том, чтобы поесть. А мы рассматриваем их через призму иронического и спокойного взгляда Лозницы.
О Глебе Павленской за один год вышло сразу два фильма (второй - «Человек и мощь»), но этот лучше, поэтому рассказываем о нём. Большинство людей в России считают, что Павленский – либо псих, либо политический провокатор, либо всё сразу. «Голая жизнь» убедительно обосновывает, что Павленский – прежде всего выдающийся, мирового уровня художник-акционист. После фильма сомнений в этой ни у кого остаться не должно.
Убеждения
2016
/ Документальный фильм
/ Россия, Польша
Это короткометражный, но тоже очень важный фильм о правах человека. В данном случае речь идёт о военном призыве и о том, как не желающие служить в армии люди пытаются избежать повинности легально, с помощью призывной комиссии и судов. Это спор, в котором правых и виноватых, наверное, нет, а вот жалко почему-то становится всех.
5.4
Лучший официальный олимпийский фильм за последние несколько десятилетий. Отчёт о спортивных достижениях здесь трансформировался в гимн личной свободе и силе человеческого духа, а также в идею о том, что быть человеком – это важнее соблюдения любых национальных интересов. Потому что не такие люди должны подтягиваться к обществу, а общество обязано брать с них пример.
6.0
Если фильм Валерия Тодоровского «Большой» рисует Большой театр как несколько абстрактный образ, то эта картина изображает его местом, где преступления и страсти сопровождают изнурительный труд всех работников театра. Это не смакование скандалов, а попытка максимально трезво посмотреть, что из себя представляет закулисный Большой, и фильм получился суровый, нелицеприятный.
Победитель «Артдокфеста», главного документального фестиваля России, рассказывает о борьбе людей, признанных недееспособными, за то, чтобы их права на жизнь общество всё же признало. Фильм начинается с устрашающей галереи признаний в том, что больше всего ребята в интернате мечтают о простых человеческих радостях, в которых им почему-то продолжают отказывать.
Дорога
2016
/ Документальный фильм
/ Босния и Герцеговина, Россия, Беларусь
Несколько хулиганская картина, смонтированные из выложенных в Сети роликов, снятых с помощью видеофиксаторов в автомобилях. Жуткие аварии и чудеса, когда их удавалось избежать; едкие комментарии событий на дорогах; сумасшедшие ситуации, до которых ни один сценарист не додумался бы. Это фильм о России, дороги которой страшны и веселы в одно и то же время.
8.7
Трилогия Леонида Парфёнова об обрусевших евреях в истории России выполнена как всегда филигранно. Невероятные визуальные ходы, идеальное чувство ритма и стиля, тщательно подобранные истории персонажей и очень своеобразные реконструкции в театральном стиле – есть ради чего дожидаться окончания этой трилогии.
Закончим наш обзор экспериментальным и скандальным мокьюментари Павла Руминова. В фильме он играет Павла Руминова, молодого и успешного режиссёра, который ушёл от одной девушке к другой, но постоянно вспоминает первую. В фильме присутствуют порно-сцены такой откровенности, какой никто из крупных отечественных режиссёров прежде себе не позволял. Фильм выложен авторами в открытый доступ.