Ты решаешь, что смотреть

Сериалы / Новости сериалов

Баффи снова воскресла. Как провальный фильм и неудачная пилотная серия привели к культовой франшизе

Вспоминаем тернистый путь сериала, которого могло не существовать, и разбираем, почему он всё же попал на экраны

Стриминговый сервис Hulu собирается снять продолжение сериала «Баффи — истребительница вампиров». Согласно сообщениям Variety, к заглавной роли должна вернуться Сара Мишель Геллар, переговоры с которой находятся на финальной стадии. Ей также предложено и кресло исполнительного продюсера, а пилотную серию снимет обладательница «Оскара» за режиссуру Хлоя Чжао. В своё время оригинальный сериал произвёл революцию на американском телевидении и запустил множество карьер. Однако «Баффи», по крайней мере в том виде, в котором мы её знаем, зрители могли и не увидеть. Рассказываем, как истребительница вампиров воскресала раз за разом не только по сюжету сериала.

Баффи снова воскресла. Как провальный фильм и неудачная пилотная серия привели к культовой франшизе

Баффи снова воскресла. Как провальный фильм и неудачная пилотная серия привели к культовой франшизе

© Кадр из оригинальной пилотной серии «Баффи – истребительницы вампиров»

История «Баффи» могла бы оборваться ещё в 1992 году, а Джосс Уидон (впоследствии снявший «Мстителей», создавший сериал «Светлячок» и, скорее всего, уже завершивший плодотворную карьеру из-за многочисленных обвинений в неподобающем поведении на съёмочной площадке) пополнил бы бесконечный список подающих надежду голливудских сценаристов, которых индустрия пережевала и выплюнула.

Он начал карьеру в конце 80-х на площадке популярного ситкома «Розанна». Параллельно основной работе Уидон смог выкроить время, чтобы написать свой собственный сценарий полнометражного фильма — это и была первая версия «Баффи — истребительницы вампиров». Комедийный хоррор о том, как на легкомысленную блондинку ложится бремя спасения мира (а ей хочется простых подростковых радостей), должен был стать его прорывом в большом кино. Однако картина не впечатлила ни критиков, ни зрителей, а начинающий автор понял, что успеха не будет, ещё до премьеры — сценарий меняли прямо на его глазах: студии не нравились ни шутки (которые сочли слишком абстрактными для широкой аудитории), ни мрачные элементы и затрагивание тем вроде суицида.

Уидон должен был работать консультантом во время съёмок, но, увидев, что сделали с его историей, он покинул площадку: «[«Баффи»] стала не тем фильмом, который я написал. Но [сценарии] никогда [желаемыми фильмами] и не становятся, это был мой первый урок. Не то чтобы фильм лишен достоинств, но было много глупого поведения от зазвездившихся актёров и иное видение у режиссёра. И [режиссёр Фрэн Рубел Кузуи] имела на это право, это её фильм, но меня это расстраивало».

Кадр из фильма «Баффи — истребительницы вампиров» (1992)

После провала Уидон не терял надежд, однако работать в Голливуде его брали только в качестве скрипт-доктора (то есть человеком, который улучшает чужие сценарии, а сам даже не попадает в титры). Например, он писал диалоги в «Скорости». Но несмотря на неудачи, Уидон просто продолжил упорно трудиться и пытаться закрепиться в Голливуде.

Как скрипт-доктора его изначально позвали поработать и над «Историей игрушек». Влияние Уидона на сценарий оказалось настолько значительным, что желанную строчку в титрах он всё же заработал. Он убрал целые сюжетные линии и диалоги из первых драфтов, внёс более остроумные шутки и помог персонажам переродиться: если, например, в изначальной версии Базз Лайтер был глуповатым, но весёлым и более осознающим себя в качестве игрушки, то после рерайтов он превратился чуть ли не в супергероя, который не понимает, что он ненастоящий, и относится к себе крайне серьёзно (за счет чего и создавался комедийный контраст с другими персонажами и окружающим миром).

И даже в работе над сценарием мультфильма Уидон не мог избавиться от одержимости образом блондики, спасающей мир: он предлагал, чтобы в конце «Истории игрушек» всех спасла Барби, ведущая себя как Сара Коннор во втором «Терминаторе». Планам не удалось осуществиться из-за отказа Mattel предоставить права на образ куклы.

Баффи возвращается... но ненадолго

Однако, как оказалось, неустрашимыми блондинками был одержим не только Уидон: оригинальный сценарий про истребительницу вампиров попал в руки продюсера Гэйл Берман ещё до того, как сняли провальный фильм. С тех пор её не покидали мысли о том, что из истории получился бы отличный сериал.

Когда с момента выхода фильма прошло достаточно времени, чтобы о нём подзабыли, Берман связалась с Уидоном через его агента и сделала предложение, от которого сценарист не смог отказаться. Но дело не сразу пошло в гору — от разработки сериала отказались NBC и Fox. Отказ последнего сильно удивил Берман, ведь молодой канал ориентировался на подростковую аудиторию, у которой «Баффи» точно должна выстрелить. Продюсер была уверена в своей правоте и решила доказать её, обратившись к зарождавшимся конкурентам Fox — телесети The WB. Те более благосклонно отнеслись к идее, но всё равно не были готовы заказать полноценную пилотную серию, попросив снять нечто под названием «презентационное видео».

Сценарий Уидона пришлось сильно урезать, чтобы сократить хронометраж с классических 45 минут до 25. Больших бюджетов и ресурсов тоже ждать не пришлось — канал хоть и позволил самому сценаристу сесть в режиссёрское кресло (видимо, Уидон опасался, что его видение опять пострадает), но относился к этому как к очень большому риску. Скептично настроена к «режиссёру-дебютанту» была и съёмочная команда, а актёры (большая часть которых в итоге всё же засияет в сериале) явно чувствовали себя неловко.

Результат не впечатлил The WB, и сериал решили не запускать.

Воля случая

Внезапным спасением «Баффи» стала гибель «Саванны» — рейтинги мыльной оперы с таким названием резко рухнули после неудачного решения транслировать новый сезон в понедельник вместо воскресенья. Руководство канала решило, что ситуацию уже не исправить, да и сериал был слишком дорог в производстве, чтобы такой провал можно было пережить.

«Саванну» убрали, а под рукой так удачно оказался проект Уидона. Вампирам и их истребительнице дали ещё один шанс и больше ресурсов, чтобы переснять первую серию полноценно. Так, в 45-минутной версии полно маленьких сцен, знакомящих с персонажами и их жизнью или дающих сюжету развиваться органичнее. Например, если в «пилоте» Баффи просто появляется в библиотеке (где работает её наставник Джайлз), то в полноценной серии она туда идёт с конкретной целью — у неё первый день в этой школе и нет учебников, а её новая подруга Уиллоу чуть не становится ужином вампира именно из-за совета главной героини «сходить потусоваться».

Когда все взаимодействия выстраиваются в логичную линию и повествование становится менее рваным, зрителю проще вовлечься в сюжет. Если вводишь в историю сверхъестественное, нужно «заземление» в виде понятных всем ситуаций, выстраивания динамик между персонажами и знакомства с более человечными элементами мира.

Наследие «Баффи»

В наши дни никого не удивишь сериалами о подростках, которым приходится бороться с вампирами, оборотнями и прочими фантастическими тварями. Но в 90-е «Баффи» была первопроходцем и рискованной идей. О влиянии сериала на историю телевидения написано немало статей и даже книг. Разнообразные антагонисты (а в шоу злодеями были не только вампиры, а ещё и, например, демоны, боящиеся кроликов, паразиты с тентаклями, ихтиандры-мутанты и даже самые страшные существа — просто люди) обычно олицетворяли в таком фантастическом и нередко забавном виде какие-то проблемы, с которыми сталкиваются многие подростки по ходу взросления.

«Баффи» переворачивала представления о том, чем может быть сериал для молодой аудитории и какой может быть главная героиня. Суть самой Баффи как персонажа в том, что даже в хрупкой девушке может таится большая сила (и речь не только о физическом превосходстве), и эта сила удваивается просто потому, что её ошибочно недооценивают оппоненты.

Сериал прожил семь сезонов (не считая пять сезонов спин-оффа «Ангел»), в его расширенную вселенную входят многочисленные комиксы, книги и видеоигры. Как считает Дэвид Симс из Atlantic, именно «Баффи» проложила путь к «Золотой эпохе» телевидения в США. Дэвид Саймон, создатель одного из признанных шедевров этой самой эпохи и сериала, которого принято воспринимать гораздо более серьёзно — «Прослушка», уверен, что «Баффи» была важнее, чем его шоу.

Сможет ли ребут приблизиться к статусу оригинала, если он вообще будет запущен в производство, покажет время. Но надежда всегда есть, ведь даже в самом сериале Баффи умирала и возвращалась не один раз.
История игрушек, Мстители, Скорость, Светлячок (сериал: 1 сезон), Баффи – истребительница вампиров (сериал)
Джосс Уидон, Сара Мишель Геллар

Новинка

Эмоции от статьи

радость
50.00% радость
восхищение
25.00% восхищение
удивление
25.00% удивление
Поделись своими эмоциями от статьи
радость
восхищение
удивление
мотивация
подавленность
тревога
грусть
страх
отвращение
разочарование
Все эмоции
Написать комментарий

Написать комментарий

Символов осталось: 1000

Написать ответ

Символов осталось: 1000

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100