Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Как «Звёздные войны» снимали на «революционную» камеру

Для фильма создали совершенно новую систему камер Dykstraflex

Полвека назад, когда Джордж Лукас решил снимать первые «Звёздные войны», перед командой по визуальным эффектам поставили серьёзную задачу: найти правдоподобный способ перенести зрителей в далёкую-далёкую галактику. Для достижения этой цели специалистами была создана новая система контроля движения камеры, повышающая технологический уровень съёмочного процесса и облегчающая работу съёмочной группы — с её помощью создатели смогли заснять каждую деталь разработанных макетов. Система получила название Dykstraflex в честь разработчика Джона Дайкстры.

Как «Звёздные войны» снимали на «революционную» камеру

Как «Звёздные войны» снимали на «революционную» камеру

Систему камер Dykstraflex создали инженеры-студенты и художники компании Industrial Light & Magic во главе с Джоном Дайкстрой. Их офис базировался в небольшом складе в промышленном районе Ван-Найс в долине Сан-Фернандо (часть Большого Лос-Анджелеса). По словам Дайкстры, у них было семь или восемь гипотез, которые должны были подтвердиться, чтобы камера заработала.

О создании системы

Джон Дайкстра
Постановщик спецэффектов, создатель системы камер Dykstraflex
Эти первые встречи с Джорджем и Гэри обрисовали в общих чертах сцены эффектов, в которых участвовали космические корабли, занимающиеся акробатикой, которыми мог бы гордиться любой каскадёр: три или четыре корабля, выполняющие рывки или петли, стреляя лазерами друг в друга в классической традиции воздушных боёв. Всё это должно было наблюдаться с точки зрения камеры, которая сама нуждалась в плавности и свободе перемещения в разных плоскостях. Это был вызов, если не сказать больше.
В честь 57-летия франшизы (первый фильм вышел в 1977 году) Ричард Эдлунд, член основной команды VFX, получившей «Оскар» за классический фильм Lucasfilm, вспоминает реакцию Лукаса и членов съёмочной группы после того, как ранний тест показал, на что способна эта разработка: «Все были в восторге, потому что это сработало, и мы знали, что сможем добиться успеха».

Система камер Dykstraflex

Историк визуальных эффектов Джин Козицки отмечает, что «революционная» система не только изменила возможности визуальных эффектов, но и киноповествования. Dykstraflex представлял собой управляемую компьютером кинокамеру на штанге и треке, которая позволяла команде VFX снимать модели и миниатюры космических кораблей так, будто они были сняты оператором в космосе.

О системе камер

Джон Дайкстр
Постановщик спецэффектов, создатель системы камер Dykstraflex
Камера также перемещалась во время экспозиции, чтобы мы могли зафиксировать размытие движения. Это было необходимо для того, чтобы миниатюры выглядели как масштабные и двигались с очень высокой скоростью в тех условиях, в которых они находились.
Термин Dykstraflex команда стала использовать во время разработки системы. Название прижилось. После выхода фильма Дайкстра с командой получил «Оскар» за визуальные эффекты, а также награду Академии за технические достижения за саму систему камер вместе с Альвой Дж. Миллером и Джерри Джеффрессом.

По словам создателей, культовый начальный кадр фильма, когда маленький корабль преследует в космосе огромный Звёздный разрушитель, был самым сложным и самым важным.

Этот кадр был крайне важен для успеха фильма. Зрители либо поверят, либо мы потеряем их.
Для съёмок кульминационного спуска в траншею, который привёл к уничтожению Звезды Смерти, модельный цех построил траншею размером 0,6x0,6 метров, которая была заснята на рельсах длиной 12 метров. Чтобы создать кадр необходимой длины, потребовалось несколько проездов.

Размышляя о периоде, когда команда работала над этими сценами, Дайкстра вспоминает, что выпускающая студия 20th Century Fox «очень сильно мешала Джорджу Лукасу сделать эту космическую оперу, как её называли. Энтузиазма на студии было мало». Он также признает, что никто по началу не понимал, в чём суть кадров, созданных с помощью Dykstraflex.

О съёмочном процессе

Джон Дайкстр
Постановщик спецэффектов, создатель системы камер Dykstraflex
В большинстве своём руководители студии не имели технического образования и не интересовались техническими аспектами, поэтому объяснить им было очень сложно. Думаю, никто не понимал, что это за фильм, пока он не был снят. Я даже думаю, что сам Джордж не знал, что у него получается.
В 2008 году Совет по науке и технологиям американской киноакадемии выкупил у Lucasfilm систему камер Dykstraflex и восстановил до рабочего состояния. Для реставрации пришлось воссоздать множество недостающих элементов. Сейчас Dykstraflex хранится в Музей Академии в Южной Калифорнии.

Размышляя о влиянии «Звёздных войн», Эдлунд вспоминает, что их выход фактически стал рождением событийного кино, «когда зрители приходят в кинотеатр, аплодируют героям и шипят на злодеев».
Звёздные войны: Эпизод IV - Новая надежда
Джордж Лукас

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100