3 мая состоялся долгожданный цифровой релиз японского блокбастера «Годзилла: Минус один», который получил в этом году «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Это отличный повод ещё раз вспомнить подробности производства малобюджетной фантастики, которая не оставила шансов монструозным голливудским работам. Приводим несколько цифр и фактов того, что несмотря на статус блокбастера и кассовый успех, — «Годзилла: Минус один» один из самых камерных проектов прошедшего «Оскара».
«Годзилла: Минус один» в цифрах и фактах
События фантастического боевика «Годзилла: Минус один» разворачиваются в Японии после Второй мировой войны. Страна восходящего солнца разрушена боевыми действиями, но появляется ещё более грозная новая угроза — огромный монстр, который уничтожает всё на своём пути. Режиссёром картины выступил малоизвестный за пределами родины Такаси Ямадзаки («2199: Космическая одиссея», «Человек по имени Пират»), который также написал сценарий и руководил всеми спецэффектами оскароносной ленты.
О фильме
Такаши Ямадзаки
Режиссёр, сценарист и VFX-супервайзер фильма
Послевоенная Япония потеряла всё. В фильме показано отчаянное существование. Название «Годзилла минус один» было придумано с учётом этого. Чтобы изобразить это, мы с сотрудниками вместе работали над созданием обстановки, в которой Годзилла выглядит так, будто сам «страх» идёт к нам, и где отчаяние нагромождено на отчаяние. Я думаю, что это кульминация всех фильмов, которые я снял на сегодняшний день, и фильм заслуживает того, чтобы его «пережили», а не «посмотрели» в кинотеатре. Я надеюсь, что вы сможете увидеть самого страшного Годзиллу в наилучшей обстановке.
Трейлер фильма «Годзилла: Минус Один» Над визуальными эффектами «Годзилла: Минус Один» трудилось всего 35 человек. Для сравнения: в «Оппенгеймере», в котором «минимум графики», над VFX работали около 200 человек.Режиссёр и VFX-супервайзер проекта Такаши Ямадзаки рассказал, что секрет успеха их команды — отсутствие переработок и полноценные выходные. Визуальным эффектами японского фильма о кайдзю занималась студия Shirogumi. Руководил процессом сам Ямадзаки, который выполнял также роль сценариста.
Одно из этих преимуществ такой тройной роли режиссёра, сценариста и VFX-супервайзера заключается в том, что точка зрения Ямадзаки не размывается по мере продвижения фильма от препродакшена к релизу.
Специалисты сделали 610 шотов за мизерную (по меркам Голливуда) сумму в $5млн. Для сравнения: в «Топ Ган: Мэверик» было около 2400.При этом часть из этих денег они же потратили на ремонт в офисе, постройку кухни и найм повара. Ради экономии средств они использовали ассеты из видео для тематического «годзилла»-парка.
Ямадзаки говорит, что упрощённый VFX-конвейер «Годзиллы: Минус один» помог ему максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы.
Работа над VFX «Годзилла: Минус один» началась примерно в апреле 2022 года и продолжалась до мая 2023 года.Всего из 15-миллионого бюджета треть ($5 млн) ушла на спецэффекты. Например, у «Май Декабрь» — разговорной драмы с минимум событий, но с двумя звёздными актрисами в кадре — бюджет $20 млн.
Так что «Годзиллу: Минус один» смело можно назвать камерной фантастикой. Однако упомянутые 35 человек — это не рекорд. Над визуальными эффектами фантастической драмой «Всё, Везде и Сразу» трудилось всего шесть человек. Однако японская лента примечательна тем, что стала первой картиной из Страны восходящего солнца, номинированной в этой категории. И сразу победа!
О самом трудном
Такаши Ямадзаки
Режиссёр и VFX-супервайзер фильма
Самой большой проблемой было создание огромных водных масс. Только вода сама по себе занимает 500 терабайт. Мы пытались установить все вычислительные мощности, какие только можно, но у нас их не хватало, поэтому нам пришлось просто... это была, знаете ли, погоня в кошки-мышки за ограничением VFX, но при этом нам нужно было больше машин, больше мощности, больше всего.
Обычно на дорогих зрелищных проектах, которые становятся потом номинантами на «Оскар» в этой категории, работает гораздо большее число VFX-художников. Например, над «Мстителями: Финал» трудилось 1400 человек, а над «Аватаром 2» — 1700 человек.
«Годзилла: Минус Один» — один из наглядных примеров,
«когда чёткое и понятное видение менеджера позволяет сэкономить уйму времени и средств во время производства фильма», —
пишет в своём телеграм-канале VFX-специалист Сергей Фролов. —
Особенно этот подход выделяется на фоне последних марвеловских проектов, где VFX-команды вынуждены переделывать сцены вновь и вновь, что сильно отражается на качестве финального продукта.