Автор образовательного телеграм-канала «Самоучитель сценариста» Денис Данилов провёл среди своих коллег, внимательно изучающих и анализирующих сценарное дело, опрос, призванный выявить 100 великих сценариев XXI века.
Профи выбрали великие сценарии XXI века, на примере которых можно чему-нибудь научиться
© Кадр из фильма «Тёмный рыцарь»
В опросе приняли участие авторы девяти телеграм-каналов, посвящённых непосредственно сценарному делу. Круг опрошенных не очень велик, но важен здесь именно профессиональный уровень респондентов и образовательный характер их работы, их общая нацеленность на повышение качества отечественной кинодраматургии.
Совокупно участники опроса назвали 75 сценариев (только фильмы, сериалы не учитывались) – то есть разброс очень широкий, единого мнения или даже критерия, что именно считать лучшим, тут нет (как нет и разделения на оригинальные сценарии и адаптации). Тем интереснее выделить те десять произведений, что набрали несколько голосов.
Явным фаворитом оказался сценарий
«Тёмного рыцаря» (2008,
Кристофер Нолан,
Джонатан Нолан,
Дэвид С. Гойер) – его включили в свои десятки четыре канала.
Денис Данилов
автор телеграм-канала «Самоучитель сценариста»
Трагедия c богоборческим замахом, учащая создавать и низвергать сверхгероев, делая их мучениками идей.
Александр Белов
автор телеграм-канала «Слабоумие и синопсис»
Настоящий сценарный учебник. Совершенный антагонист, несовершенный герой – всё как надо.
Трейлер фильма «Тёмный рыцарь»:У трёх сценариев – по три голоса. Это
«Головоломка» (2015,
Пит Доктер, Мег Лефов, Джош Кули),
«Маленькая мисс Счастье» (2006,
Майкл Арндт) и
«Паразиты» (2019,
Пон Чжун-хо,
Хан Джин-вон).
Влад Копысов
автор телеграм-канала «Заскриптованный»
«Паразиты»: История с двойным дном… буквально, точнее подвалом.
Трейлер фильма «Паразиты»:Два голоса – у сценариев
«Лабиринт Фавна» (2006,
Гильермо дель Торо),
«Логан» (2017,
Скотт Фрэнк &
Джеймс Мэнголд и
Майкл Грин),
«Одержимость» (2014,
Дэмьен Шазелл),
«Прочь» (2017,
Джордан Пил),
«Социальная сеть» (2010,
Аарон Соркин) и
«Старикам тут не место» (2007,
Джоэл Коэн,
Итан Коэн).
Денис Данилов
«Лабиринт Фавна»: Трагедия одиночества и хрупкости жизни сквозь призму сказочного приключения. Дель Торо кропотливо выстроил принцип драматургического триединства, сохранив равновесие между жуткой былью и страшной небылью.
Юлия Идлис
автор телеграм-канала «Осенило – написал»
«Социальная сеть»: Обратите внимание на знаменитую открывающую сцену, которая представляет собой 9-страничный диалог двух героев за столом в баре.
Трейлер фильма «Социальная сеть»:
Отдельно имеет смысл подсчитать и сценаристов, чьи имена повторяются раз от раза. Здесь тоже безусловно лидерство – у Кристофера Нолана: эксперты выделили шесть его работ. Четыре сценария Нолан написал в одиночестве (
«Начало»,
«Дюнкерк»,
«Довод»,
«Оппенгеймер», последний – сценарная адаптация книги), два – в соавторстве с братом, Джонатаном Ноланом (
«Престиж» и «Тёмный рыцарь», оба – адаптации уже существующих произведений).
Юлия Идлис
«Дюнкерк»: Один из первых экспериментов Нолана-сценариста с нелинейным повествованием: три сюжета наложены друг на друга как концентрические круги.
Трейлер фильма «Дюнкерк»:Трижды названы работы Аарона Соркина, две из них написаны сольно («Социальная сеть» и
«Стив Джобс»), одна – в соавторстве со
Стивеном Зеллианом (
«Человек, который изменил всё»); в основе всех трёх – книги других авторов.
Влад Копысов
«Человек, который изменил всё»: Возможно, лучший фильм про спорт с очень большим количеством тонких деталей из мира спортивной индустрии. Было бы плохо написано, смотреть это было бы невозможно.
В этом отношении куда больше прав занять условное второе место у отечественного дуэта: все три выделенные экспертами сценария
Олега Негина и
Андрея Звягинцева (
«Изгнание»,
«Елена»,
«Левиафан») – оригинальные.
Юлия Идлис
«Елена»: Любой сценарий этого творческого тандема можно разбирать построчно, чтобы оценить визуально-лексическую точность текста. Я выбрала «Елену», потому что люблю этот фильм, – и ещё потому, что этот сценарий получил приз на фестивале Sundance ещё до съёмок.
Денис Данилов
«Изгнание»: Поэтичная драма, у которой можно поучиться, как сделать действующими лицами натуру и интерьеры.
Трейлер фильма «Елена»:Следующую (опять же, условную) строчку данного рейтинга разделяют
Мартин МакДона (
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Банши Инишерина») и Дэмьен Шазелл («Одержимость»,
«Ла-Ла Ленд») – по два оригинальных сценария, написанных одним автором.
Влад Копысов
«Одержимость»: Возможно, самый мотивирующий и вдохновляющий фильм с очень противоречивым протагонистом/антагонистом.
Дважды встречаются и имена Пон Джун-хо (
«Воспоминания об убийстве», «Паразиты»), Пита Доктера (
«ВАЛЛ·И», «Головоломка») и Скотта Фрэнка («Логан»,
«Особое мнение») – все они работали в соавторстве с коллегами.
Денис Данилов
«Воспоминания об убийстве»: Лучший когда-либо написанный трукрайм, с ловкостью «Паразитов» жонглирующий жанрами, с величайшей сценой саспенса в истории.
Влад Копысов
«Особое мнение»: Идеальный ворлдбилдинг и многосоставной сценарий, в котором каждый маленький кирпичик между собой связан.
Трейлер фильма «Особое мнение»:Приведём ещё несколько примечательных комментариев, обосновывающих тот или иной выбор (к сожалению, не все из участников опроса сопроводили свои списки подобными дополнениями).
Александр Белов
«Маленькие женщины» (2019,
Грета Гервиг): Идеальная литературная адаптация с несколькими шикарными сценарными решениями, одно из которых я подрезал в третий сезон
«МДЖ».
Денис Данилов
«История о супружестве» (2019,
Ноа Баумбак): Блестящий во всём, но в особенности в представлении героев сценарий, построенный на бытовых узнаваемых деталях, задающих персонажам уникальность.
Дамир Ханифуллин
автор телеграм-канала «Чак-чак паланик»
«Гладиатор» (2000,
Джон Логан,
Уильям Николсон,
Дэвид Францони): Тот самый жанровый представитель, написанный как по учебнику, где каждая фраза или сцена работает на зрителя. «Гладиатор» идеально подходит для разбора в киношколах или на занятиях, чтобы узнать, что такое структура сценария, побуждающее происшествие, мидпойнт или кульминация. А также понять, что даже такую банальную тему как «Великими не рождаются, а становятся» можно раскрыть в монументальное полотно.
Трейлер фильма «Гладиатор»:Как можно заметить, чаще всего назывались сценарии американских фильмов. По одному разу были упомянуты такие работы, как, например,
«Вечное сияние чистого разума»,
«Всё везде и сразу»,
«Гравитация»,
«Малхолланд Драйв»,
«Она»,
«500 дней лета»,
«Стражи Галактики»,
«Трудности перевода».
Но всё-таки существует мир и за пределами Голливуда, чему доказательством
«Бьютифул»,
«Власть пса»,
«Любовное настроение»,
«Коммивояжёр»,
«Купе номер 6»,
«Сядь за руль моей машины».
Из отечественных картин были выделены также
«Война Анны» (
Алексей Федорченко,
Наталия Мещанинова),
«История одного назначения» (
Авдотья Смирнова,
Анна Пармас,
Павел Басинский),
«Человек, который удивил всех» (
Наташа Меркулова,
Алексей Чупов).
Трейлер фильма «Война Анны»:Участница опроса
Юлия Идлис (в её фильмографии –
«Фарца», «Бег», «Переговорщик») так определила свой выбор:
«Мне не очень нравится слово "великий" (применительно к сценариям и вообще), так что моя десятка – скорее, про сценарии, на примере которых можно чему-нибудь научиться». Золотые слова – на которых и следует поставить точку.
Но всё-таки добавим, что на канале «Самоучитель сценариста» можно найти все необходимые ссылки, позволяющие при желании ознакомиться едва ли не с каждым представленным в списках сценарием.
В опросе на тему «100 великих сценариев XXI века» приняли участие авторы телеграм-каналов, специализирующихся на разборе и анализе кино- и телесценариев:
–
Александр Белов (
«Слабоумие и синопсис»),
–
Денис Данилов (
«Самоучитель сценариста»),
– Вадим Дутов и
Сергей Литвинов (
«script bro | сценаристы»),
– Юлия Идлис (
«Осенило – написал»),
– Влад Копысов (
«Заскриптованный»),
– Маркс (
«look mom I can script”),
–
Мила Просвирина (
«Mila Prosvirina»),
– Гульжан Токтогул (
«guljan toktogul»),
– Дамир Ханифуллин (
«Чак-чак паланик»).