«Наследники» (шоураннер Джесси Армстронг)
Урок №1: Прокачивайте свои диалоги
В четвёртом сезоне сатирического сериала «Наследники» четверо детей Логана Роя борются за контроль над СМИ влиятельного медиамагната Руперта Мердока. Зрители опасались, что сбитый по фокусу и неровный по темпу сезон закончится неудачно, однако создатель и шоураннер Джесси Армстронг превзошёл сам себя, подарив поклонникам финальный эпизод, который многие критики назвали одним из лучших в истории телевидения. Американские критики любят называть всё подряд самым лучшим во всём мире, но тут сложно с ними не согласиться.Сериал «Наследники» впечатляет именно диалогами. Мало того, что они всегда чётко и по делу, так в них есть ещё и ритм, который правильно выдержан, выстроен, структурирован. Зрители понимают, что знает каждый персонаж, каковы мотивы их взаимоотношений, и как комично они прокладывают свой жизненный путь во-многом благодаря тому, что они говорят и как они говорят. Так что обратите внимание на свои диалоги, сделайте так, чтобы персонаж сам заговорил своим голосом со страниц.
«Медведь» (шоураннер Кристофер Сторер)
Урок №2: В сюжете важен каждый персонаж
От ритма до нарастающего напряжения, «Медведь» — один из самых напряжённых сериалов. Заметьте, как авторы череду спокойных сцен превращают в напряжённую ситуацию, которая, как правило, связана с переломным моментом одного из персонажей в основном Карми (Джереми Аллен Уайт). Что заставляет зрителей каждый раз возвращаться к «Медведю»? Чёткие конфликты и арки персонажей.Автора шоу Кристофера Сторера наградили статуэткой за пилотный эпизод «Система», который стоит не просто смотреть, но изучать, конспектировать. Каждому персонажу в первой серии он уделяет ровно столько времени, сколько того требует сюжет. Карми может и главный герой, но Сидни (Айо Эдебири), Ричи (Эбон Мосс-Бахрах), Маркус (Лайонел Бойс) и каждый другой персонаж в истории не менее важны, поэтому имеют равный вес. В противном случае мы начнём чувствовать, что герои выпадают из сюжета. Если в вашем сценарии так, то спросите себя: мне нужен этот персонаж? или я недостаточно уделил ему внимания?
«Грызня» (шоураннер Ли Сун Джин)
Урок №3: Поступки персонажей должны двигать сюжет вперёд
Популярность «Грызни» рождается из харизмы и злободневности. Мини-сериал Netflix удивил всех тем, насколько личностно и культурно специфичным является сценарий, в котором раскрываются нюансы того, как по-разному несчастны люди, и как они расчеловечиваются в глазах друг друга, если кто-то из них и так уже на грани.То, как «Грызня» фокусируется на развитии персонажей и их мотивации, не полагаясь на внешние движущие силы сюжета, делает его ярким примером повествования с фокусом на персонажах. Повествование развивается вперёд, потому что персонажи делают выбор и совершают поступки, исходя из своих желаний и недостатков. Инцидент на дороге между Эми (Али Вонг) и Дэнни (Стивен Ян) эмоционально ломает их. Их развитие, будь то негативное или позитивное, питается их гневом к миру и самим себе. Так что каждый поступок персонажа должен либо двигать сюжет вперёд, либо раскрывать глубже его характер, а лучше — и то, и другое одновременно.
«Белый лотос» (шоураннер Майк Уайт)
Урок №4: «Подключи» зрителя даже к самому отъявленному негодяю
Мастерски написанный «Белый лотос» рассказывает нам о кучке не самых приятных богачей со скелетами в шкафу и демонами внутри, и сотрудниках сети курортов White Lotus, которые тоже полны секретов. Персонажи противоречивые, асоциальные, с такими в жизни ладить трудно, но смотреть на них увлекательно.У создателя и шоураннера Майка Уайта есть дар, благодаря которому даже самые отвратительные персонажи обаятельны и симпатичны. Так, например, Таня (в исполнении Дженнифер Кулидж, получившей премию «Эмми» за выдающуюся женскую роль второго плана в драматическом сериале) постоянно переключается такими понятными эмоциями, как неуверенность и сентиментальность с одной стороны, и вспышки гнева и властность — с другой. Именно эти противоречия делают персонажей Уайта интригующими и непредсказуемыми, заставляя зрителей эмоционально подключаться к ним, сопереживать.
«Чёрная птица» (шоураннер Деннис Лихейн)
Урок №5: Продуманная структура по-прежнему в почёте
Сериал Apple+ «Чёрная птица» — это нечто большее, чем обычный тру-крайм триллер по реальным событиям. Ларри Холл (Пол Уолтер Хаузер) — блистательный и жуткий персонаж, который и ужасает, и вызывает сочувствие по мере того, как он всё глубже погружается в свои заблуждения. По словам Сепиде, которая играет Лорен в сериале, все, что мы видим на экране, — это то, что написано в сценарии.В интервью /Film она сказала, что у «Чёрной птицы» был «идеальный сценарий, который почти не менялся на протяжении всех съёмок». Что делает сценарий идеальным? Всё дело в создании чёткой структуры. Используя структуру из трёх актов, определяя жанр через тон и образы, а также создавая поворотные моменты, «Чёрная птица» становится одним из самых безупречных сериалов с точки зрения структуры. Посмотрите это шоу под этим углом.
«Монстр: История Джеффри Дамера» (создатели Райан Мёрфи и Иэн Бреннан)
Урок №6: Артикулируйте тему проекта устами второстепенных персонажей
История одного из самых известных серийных убийц Америки Джеффри Дамера рассказывается его жертвами. Создатель и шоураннер Райан Мёрфи переизобрёл жанр фильмов о серийных маньяках.Главная проблема при адаптации истории серийного убийцы — как показать его ужасные поступки, но ненароком не романтизировать, не оправдать в глазах смотрящих? Истинный свет на Дамера проливает Гленда (Ниси Нэш-Беттс, обладательница премии "Эмми"). Гленда создана для того, чтобы напомнить зрителям, что истинный ужас заключается не только в действиях Дамера, но и в системных сбоях, которые допустили их беспрепятственное совершение, а также заглушили голоса тех, кого полицейское общество уже и так маргинализировало. Это главная мысль автора, она проходит лейтмотивом через весь сезон, при это ненавязчиво и аккуратно, потому грамотно сценарист придумал решение, как гармонично высказать её через героя.
«Одни из нас» (создатели Крейг Мейзин и Нил Дракманн)
Урок №7: Отвлекитесь от основной истории
Видеоигра «Одни из нас» изменила взгляд Голливуда на жанр зомби, который всегда отражал изнанку современного общества. Казалось, что «Одни из нас» — это традиционный сериал о выживании, но всё изменилось после выхода 3-го эпизода «Долгое-долгое время», за который Ник Офферман получил «Эмми» за выдающуюся роль приглашенного актёра в драматическом сериале.Эта серия отрывает зрителя от общего повествования, прыгает назад во времени, замирает, рассказывая новую историю персонажей, которые вскользь упоминались и упоминаются в видеоигре. Хотя эта история не продвигает сюжет вперед, она предоставляет зрителю безопасное убежище, чтобы понять новую часть тщательно проработанного мира и перевести дух от творящихся вокруг ужасов. Билл (Ник Офферман) и Фрэнк (Мюррей Бартлетт) получают возможность пережить моменты чистой любви и закончить всё так, как этого хотят они сами.
Урок, который сценаристы могут извлечь при написании сериала, который может попасть в ловушки повторения, — это уделить время и сосредоточиться на истории вне основного сюжета. В этой истории всё еще можно подчеркнуть общую тематику сериала, но пусть это будет своя, красивая и самодостаточная вещь.
«Странный: История Эла Янковича» (создатели «Странный Эл» Янкович и Эрик Аппель)
Урок №8: Изучите жанровые клише
Всё в фильме «Странный Эл» доведено до абсурда, вот почему это единственный сценарий полного метра, получивший премию «Эмми» в этом списке! В отличие от фильмов, которые комфортно существуют в своих жанрах, «Странный Эл» берёт на вооружение приёмы сценария Взлёты и падения: История Дьюи Кокса, идеально пародирующего биографические фильмы. От ребенка, подвергшегося насилию, который живёт жизнь, полную рок-н-ролльного разврата, до решения, которое заставляет его начать творить, «Странный Эл» идеально попадает в ритм.Для сценаристов «Странный Эл» — это исследование того, как изучить жанр настолько глубоко, чтобы высмеять его, прикидываясь и подражая ему. В то время как братья Коэны делают это серьёзно, то сценаристы «Странного Эла» опираются на абсурдную фантазию, созданную вокруг безупречного музыканта, который искренне нравится большинству людей. С дерзкими подмигиваниями и игривыми подколками они обыгрывают и пародируют привычные ритмы байопика. И выходит, это такая жанровая диверсия, рождающая у зрителя новое переживание.