Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Виктор Косаковский рассказал, как получил миллион на фильм за минуту

Чудеса щедрости проявила знаменитая студия А24

Премьера документального фильма «Архитектон» состоялась в конкурсе 74-го Берлинского кинофестиваля.

Виктор Косаковский рассказал, как получил миллион на фильм за минуту

Виктор Косаковский рассказал, как получил миллион на фильм за минуту

© Berlinale: Виктор Косаковский на Берлинском кинофестивале

Виктор Косаковский – живой классик современного документального кинематографа, обладатель разнообразных фестивальных и академических наград, лауреат Государственной премии России. Его полнометражные картины последних лет – «Да здравствуют антиподы!» (2011), «Акварель» (2018), «Гунда» (2020) – с большим интересом принимались и поддерживались киноманской аудиторией. И если в качестве одного из продюсеров «Гунды» выступил Хоакин Феникс, то новую картину мастера, «Архитектон» (Германия – Франция – США), профинансировала студия А24! Напомним, что в её коллекции которой есть не только два «Оскара» за «Лучший фильм года» («Лунный свет» и «Всё везде и сразу»), но также и «Оскар» непосредственно в документальной категории: «Эми» Азифа Кападиа.

В интервью Елене Слатиной для "The Blueprint" Косаковский рассказал, насколько быстро был собран бюджет для его весьма и весьма нестандартного замысла.

Виктор Косаковский
режиссёр
Они сами позвонили мне. Они смотрели «Акварель». И после позвонили и спросили: «Что вы собираетесь делать дальше»? Я ответил: «Что-то об архитектуре». Они спросили: «Сколько вам надо денег?» Я назвал большую сумму. И они сразу её дали, большущие деньги. Это было ещё до пандемии. Сегодня если кто-то даёт тебе сто тысяч евро на пресейл (аванс), для документального кино это значительные деньги. А24 сразу отвалили миллион, за одну минуту. Для документального кино это абсолютно невероятно. Они даже не знали, что я буду делать.

Изначально режиссёр собирался «снимать 3D-фильм про Петербург», но не смог «найти честные, без откатов, деньги в Петербурге». Тогда он стал разрабатывать «комедию про архитектуру» – комедию в том смысле, «когда идея – одно, а реальность – совсем другое»: «То есть от того, как архитектор видит пустое место и представляет себе, что может здесь построить, до того, как это превращается в здание, которое совсем не похоже на то, что представлял себе архитектор».

Свою работу он начал в Мексике ещё в 2013 году, но тогда удалось снять всего десять минут, «поскольку денег на большой фильм не было». С приходом же "А24" фильм обрёл формат документального блокбастера: съёмки велись по всему миру с применением новейшей высококачественной техники. С началом пандемии идея комедии перестала «быть уместной», а ещё спустя время Косаковский и вовсе решил сосредоточиться в своём рассказе не столько на зданиях, сколько на руинах: «Потому что руины больше любого документа говорят правду о том, что случилось».

Кадр из документального фильма «Архитектон»


На вопрос, чем он сам объясняет «невероятную щедрость студии», мастер отвечает следующим образом:

Виктор Косаковский
режиссёр
В документальном кино почти нет режиссёров, которые работают с изображением. В основном документальное кино построено на журналистике, на актуальном факте, на расследовании, на чём-то живом, сегодня нужном. А я человек старой питерской школы, она совершенно особая. Московская документалистика 1970-1980-х была немножко дворцовой, она была близко к Кремлю и ЦК. У нас было свободнее. Но денег было намного меньше. И от бедности, из-за того, что у нас не было камер со звуком, мы снимали немое изображение, а звук писали отдельно или вообще не писали. {… } К тому же лимит плёнки был очень маленьким – две минуты в день. Надо было очень точно знать, чего ты хочешь. Кадр имел ценность.

Другими словами, изображение в документальном кинематографе, который близок Виктору Косаковскому, – первостепенно. Именно благодаря тщательно выстроенным кадрам (оператор картины – Бен Бернхард) режиссёр выстраивает смыслы: в его фильме, как отмечается в статье, «почти нет текста, звучит только музыка Евгения Гальперина».

«Архитектура – это способ доказать, что мы тут главные. Мы строим башни, смотрите, какие мы мощные!» – пытается вербализировать главную мысль «Архитектона» его автор. Но вместе с тем: «Мне кажется, очень важная идея – помнить о природе. Чтобы в центре города стоял не мавзолей, не собор, а что-то, что напоминало бы, что мы не самые главные на Земле».

Постер документального фильма «Архитектон»

Акварель
Виктор Косаковский

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100