За последние три года режиссёру Кристоферу Нолану удалось совершить разворот на 180 градусов в карьере. После выхода в разгар пандемии противоречивого «Довода», который не снискал зрительской любви и в целом слабо выступил в прокате, Нолан «выстрелил» мегауспешным байопиком «Оппенгеймер», который прямо сейчас собирает все ведущие индустриальные награды и на полном ходу мчится к «Оскару». Однако у Нолана припасен для поклонников резкий довод, почему его предыдущий фильм не оценили по достоинству.
Кристофер Нолан объяснил, как понять его «Довод»
В недавнем интервью на The Late Show
Кристофер Нолан отметил, что не все фильмы обязательно должны быть поняты публикой во время просмотра. К таким произведением он относит и свой научно-фантастический боевик
«Довод».
О «Доводе»
Кристофер Нолан
Режиссёр
Вы не должны понимать всё. Это всё равно, что спросить меня, знаю ли я, что произошло в конце «Начала». Мне нужно иметь своё представление, чтобы выводы были двусмысленны, и оно действительно должно быть двусмысленным.
Пожалуй, аргумент постановщика подстать картине — максимально противоречивый. По мнению режиссёра, «Довод» — это скорее про
кинематографический опыт смотрения, которым он хотел поделиться со зрителями. В некотором смысле это просто шпионский боевик с кивком в сторону «Бондианы», но в большей степени это про звук, музыку и уникальное визуальное воплощение.
При всём уважении к Нолану и его таланту, сложные и по-настоящему глубокие персонажи никогда не были его настоящим достоинством (особенно — женские). При этом он мастер по выстраиванию сложных и запутанных сюжетов, который зачастую в принципе отказывается от классической драматургии и, казалось бы, необходимых каждому герою арок. В том же «Дюнкерке» как такового персонажа нет, а есть — коллективный герой. В случае с «Доводом» он идёт еще дальше, называя центрального персонажа просто Протагонист (простыми словами — главный герой) и помещая его в некий атмосферный мир. По идее на этом же поле играют Дэвид Линч и Ален Рене, но вот в одной ли они команде с британцем — другой вопрос.
Зрительские претензии к «Доводу» Нолана просты — это, безусловно, сложный и динамичный экшен, но и классический случай, когда концепция превалирует над содержанием. К такому 153-минутному аттракциону сложно подключаться.