Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Мы хотели снимать комедию, но когда писали сценарий, нам почему-то не было смешно: интервью с режиссёром Ренатом Давлетьяровым

Накануне выхода фантастического триллера «Человек ниоткуда» поговорили с постановщиком о его новом фильме и кино в целом

В российских кинотеатрах стартовал новый фильм Рената Давлетьярова «Человек ниоткуда». Это приключенческий триллер про космонавта, который неожиданным образом из 60-х попадает в 2023 год, в век современных гаджетов и технологий. Режиссёр рассказал об изменившемся жанре фильма, неожиданном качестве хорошего актёра, и как компания «Централ Партнершип» спасла его студию от банкротства

Мы хотели снимать комедию, но когда писали сценарий, нам почему-то не было смешно: интервью с режиссёром Ренатом Давлетьяровым

Мы хотели снимать комедию, но когда писали сценарий, нам почему-то не было смешно: интервью с режиссёром Ренатом Давлетьяровым

Про идею фильма «Человек ниоткуда»
Сначала мы хотели написать с моим коллегой Дмитрием Пинчуковым комедию. И снимать я её не собирался, а просто хотел произвести в нашей студии. Мы планировали сделать историю про человека, который неожиданным образом из 60-х годов попадает в наше время. Мы подумали, что будет очень забавно поставить героя в такую ситуацию, когда он сталкивается с мобильным телефонами, новыми машинами, кофеварками, то есть со всеми прелестями нашей современной цивилизации. Нам казалось, что будет смешно наблюдать его изумлённое лицо. Но когда уже писали сценарий, нам почему-то не было смешно. Наш герой начал попадать в такие ситуации, когда за него было страшно и тревожно. Стали появляться признаки триллера. И когда мы дошли до середины истории, я понял, что хочу снимать это сам.

О работе над фильмом
Мы понимали, что сценарий получился необычный. Прописывая события, мы шли последовательно и сами не знали, каким получится финал. Хотелось, чтобы каждая страница изменяла представление о всём повествовании. Не скажу, что мы долго писали сценарий. У нас ушло меньше года, что для меня мало. Обычно я пишу сценарии полтора-два года, потому что после каждого перечитывания ты понимаешь, что в нём есть что дорабатывать. Мы и смонтировали его достаточно легко и быстро, особенно финальную часть, которая сначала казалась самой сложной. Да и в целом производство этой ленты нельзя назвать очень тяжёлым. После военных картин с батальными сценами, в которых постоянно что-то взрывается, горит, полыхает, врезается, этот фильм делался достаточно просто. Но в этом я почувствовал определённый кайф, потому что в таком случае ты уделяешь внимание не внешним эффектам, а внутреннему миру героя.

Про главного героя
Сначала он был полярным исследователем. Но это не совсем коррелировалось с той эпохой. Ведь главная метка 60-х — космос. И шестидесятые годы вообще — это эра космонавтики. Так что наш персонаж стал космонавтом, да и в целом это выглядит красиво. Мог ли ещё кто-то пережить такие события? Вполне. Эдмон Дантес провёл в тюрьме 14 лет за преступления, которых не совершал. У него бы точно хватило воли и выдержки на то, что произошло с нашим героем. Да и он мог быть вполне пастухом. Просто это было бы менее интересно, наверное. В поле коровы не меняются, они что сейчас, что тысячу лет назад — одинаковые.

О его потрясениях
Представьте, что вы родились в 1960 году, когда были аналоговые телефоны, и чтобы позвонить по межгороду, вам нужно сначала заказать звонок, а затем ждать его ещё час. И всё это только для того, чтобы просто поговорить с кем-то по телефону. Современному зрителю сложно объяснить, что тогда не было мобильных, не было сотни телеканалов, не было интернета, а была только газета «Правда», газета «Известия» и газета «Комсомольская правда». И вот с каким лицом вы взглянете на современный мир, если попадёте в него? Здесь можно ходить с улыбкой, только если вы сошли с ума.

Про Александра Метёлкина и важное умение настоящего актёра
Молчать на экране — ценное качество артиста. И у Саши Метелкина оно очень хорошо развито. Существовать органично на экране без текста — очень серьёзный вызов для актёра. Как правильно и точно отреагировать на произошедшее событие молча? Нужно уметь работать очень тонко. Наш главный герой весь фильм пребывает в недоумении, и никто не может ему дать ответы на его вопросы. И Саша эти детали замечательно отыгрывает, почти не используя речь.

Про смыслы в кино
Не люблю вести разговоры про смыслы в кино. Сняв фильм, я, в первую очередь, рассказал историю. Своим студентам во ВГИКе я говорю, что главное умение и главное предназначение кино — это рассказывать интересные истории. А смыслы произрастают уже из историй, рассказанных вами. Думаю, Шекспир изначально писал «Гамлета» как мистический триллер, а уже последующие поколения — зрители, театроведы, искусствоведы и т.д. — наделили различными смыслами это произведение. Так что я могу сказать, конечно, что смысл фильма в том, чтобы бороться, искать, найти и не сдаваться, но разве это не будет смешно?

О ключевой задачи кино
Предмет любого искусства и, в частности, кинематографа — это исследование судьбы человека в переломный для него момент. При этом не всякую судьбу интересно исследовать. События в жизни человека должны происходить неординарные и невероятные. Такие и происходят в жизни нашего героя. С ними он сталкивается и пытается найти своё место на земле. Надеюсь, в самом фильме это звучит и выглядит не так нравоучительно, как я сейчас говорю. Ведь, прежде всего, мы делали динамичную и загадочную историю.

Про работу в кино
Мы не ставили перед собой никаких революционных задач и не планировали задавать тренд на триллеры в российском кино. Вспоминаю одно мероприятие, на котором наш великий большой режиссёр Пётр Ефимович Тодоровский говорил тост, обращаясь, в первую очередь, к молодёжи: послушайте, но нет же ничего интереснее, чем работа в кино! Полностью с ним согласен. В кино вы каждый день сталкиваетесь с чем-то новым — новый сценарий, новая история, новые события, новые актёры... всё новое, и вы никогда не повторяетесь, вы не вытачиваете одну и ту же деталь десять лет. Нет. Каждый новый фильм — это новая вселенная, которую вы исследуете и открываете. Поэтому мне было приятно, что на пробах актёры говорили нам, что они прежде не читали подобных сценариев, что он ни на что не похож. Так что я солидаризируюсь с Петром Ефимовичем и снимаю разные фильмы. Очень важно поддерживать в себе градус азарта. Я не смогу прийти в кино и снимать постоянно одно и то же, например, ситком на 400 серий. Я бы сошёл с ума! Смысла в этом для меня нет. У меня не будет никакого азарта, а от него, азарта создателей, и зависит результат.

Про кино как жизнь и жизнь как кино
Любить только один жанр, считать его фундаментальным и надеяться сделать в нём какой-то прорыв — глупо. Раньше думали, что настоящее отечественное кино — это такое печальное зрелище, называвшееся русским артхаусом. Потом эта концепция разбилась о суровую реальность. Позже все стали эпигонами Тарковского или Сокурова, то есть стали шифровать пустоту в какой-то степени. Также справедливо сказать и о комедиях или боевиках. Главного жанра не существует. Киноиндустрия — это широкое понятие, в котором должно всего быть поровну. Даже во времена ВОВ делали замечательные комедии, вспомним хотя бы «Небесный тихоход» или «Беспокойное хозяйство». Кинематограф, как и сама наша жизнь, должен быть широк. А в жизни есть и смешное, и трагическое.

Про кассовые ожидания, которые лучше не загадывать
Бюджет у нашей картины сравнительно небольшой — порядка 100 млн рублей. Я не люблю загадывать и давать какие-либо прогнозы. В свое время я обжёгся на этом с «Лётчиком». Многие эксперты прогнозировали фильму хорошие сборы, он должен был выйти 2 ноября 2020 года, но 1 ноября объявили локдаун, и кинотеатры закрылись. Честно говоря, жить после этого не хотелось. И если бы «Централ Партнершип» не продал кино в 182 страны, то наша студия разорилась бы. Никто не думал, что фильм будет так востребован за рубежом, но купили ленту почти все страны мира. И никто из экспертов этого предвидеть не мог, из их уст эти кассовые прогнозы даже не звучали. Моё дело снять картину, проконтролировать весь производственный процесс, а дальше может произойти что угодно — фильм банально может не понравиться зрителю.

О том, как смотреть кино
Кино должно восприниматься иррационально. Однажды писательница Виктория Токарева посмотрела мой фильм на «Кинотавре» и после сказала мне, что я засунул её голову в экран, продержал там пару часов, а затем вытащил в реальный мир. Она очень ловко сформулировала мои мысли по поводу того, как смотреть кино. Зритель должен погрузиться в мир фильма с головой, уйти в него полностью и уже после просмотра делать какие-то выводы, что-то анализировать. Так что я стараюсь снимать такое кино, чтобы зритель полностью отрешился в тёмном кинозале от всего, что происходит вокруг, и на некоторое время пожил в том мире, которые мы представляем ему на экране.

Трейлер
«Человек ниоткуда» во всех кинотеатрах России со 2 ноября.
Ренат Давлетьяров

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100