После почти пяти месяцев Гильдия сценаристов США (WGA) официально завершила забастовку в среду, 27 сентября, в 10:01 утра по московскому времени. Переговорный комитет и руководства восточного и западного представительств профсоюза сценаристов единогласно проголосовали за ратификацию предварительного соглашения, и теперь оно будет передано членам гильдии для голосования, которое пройдет со 2 по 9 октября. Приводим краткое резюме, чего добились американские сценаристы.
Сценаристы победили? Смотрим, чего добились авторы, и в чём уступили продюсеры
© Кадр из фильма «Гений»
1. Минимальная заработная платаГильдия сценаристов добилась повышения гонораров — на 5% в первый год действия контракта, на 4% — во второй и на 3,5% — в третий. Цифры немного меньше желаемых, сценаристы настаивали на 6% за первый год и по 5% за второй и третий, однако студии и стриминги изначально были согласны на 4%-3%-2%. К слову, точно таких же условий режиссёрский профсоюз добился полгода назад без забастовок.
2. Работа сценарных комнатКамнем преткновения в достижении новых договорённостей был вопрос о работе сценарных комнат на телевидении и стриминговых сервисах. Теперь в разработке проекта, который ещё официально не запущен, должно работать минимум трое сценаристов-продюсеров (включая шоураннера), которым гарантируется найм на 10 недель. Проекты, над которыми сценаристы работают больше 20 недель, начинают считаться официально запущенными, и работодатель должен нанимать минимум трёх сценаристов-продюсеров, включая шоураннера, и размер комнаты будет зависеть от количества эпизодов, только если все эпизоды не пишет один сценарист (обычно это касается крупных и именитых авторов типа Крейга Майзина или Тейлора Шеридана).
Если количество эпизодов составит 6 или меньше, то в комнате должны быть минимум 3 сценариста и 3 сценариста-продюсера; если сезон состоит из 7-12 эпизодов, то минимум 5 сценаристов и минимум 3 сценариста-продюсера; и если эпизодов 13 и больше, то минимум 6 сценаристов и минимум 3 сценариста-продюсера.
3. Прозрачность данных от стримингов и получение отчисленийЕщё одна важная победа для сценаристов. Теперь если минимум 20% американских подписчиков онлайн-кинотеатров посмотрят высокобюджетный стриминговый проект в первые 90 дней после выхода или в первые 90 дней в любой последующий год показа, то сценаристам обязаны выплатить бонус в размере 50% от фиксированных домашних и зарубежных отчислений.
4. Искусственный интеллектСловосочетание, ставшее за несколько месяцев для авторов настоящим поводом для тревог и беспокойств, что в целом небеспочвенно. По новым условиям ИИ не может писать или переписывать литературный материал, а сгенерированный нейросетями текст не будет считаться исходным материалом. При это сам сценарист может прибегать к помощи нейросетей, но студии навязывать их использование не имеют права. Студии должны информировать сценариста, если материал был сгенерирован ИИ, а гильдия
«оставляет за собой право утверждать, что использование материалов сценаристов для обучения искусственного интеллекта запрещено минимальным базовым соглашением или другим законом».С полным
списком достигнутых договорённостей можно ознакомиться на сайте Гильдии сценаристов США, там же можно посмотреть
сравнительную таблицу, что требовала в начале гильдия, что предложили студии и на чем в итоге договорились.
Напомним, забастовка сценаристов продлилась 148 дней. Забастовка актёров США продолжается уже 75 дней, и вчера стало известно, что голливудские актёры
готовы начать стачку против производителей видеоигр.