Традиционно для Выборгского фестиваля церемония началась с торжественного шествия, в котором участвовали как конкурсанты, гости и жюри фестиваля, так и жители Выборга. В финальной точке шествия, на Аллее славы перед кинотеатром, были возложены цветы к звезде Армена Николаевича Медведева, бессменного президента смотра, который ушёл из жизни в прошлом году.
Церемония продолжилась в зрительном зале. В завершении был показан фильм открытия «Нина» режиссера Оксаны Бычковой — участник программы игрового кино, а также конкурса «Выборгский счёт». Фильм-участник основного конкурса Шанхайского кинофестиваля-2023 получил преимущественно положительные оценки зрителей и критиков на выборгском кинофестивале.
Картина рассказывает о женщине, счастливо живущей в браке, которой внезапно получает известие от бывшего возлюбленного Руслана из далёкого прошлого. Он сообщает ей, что смертельно болен и просит встретиться в последний раз. Нина едет налегке, однако путешествие, естественно, заканчивается совсем не так, как предполагалось.
Ольга Бычкова уже становилась призёром кинофестиваля в Выборге. Её фильмы «Питер ФМ» и «Плюс один» были удостоены наград на фестивале в 2006 и 2008 годах.Однако в этом году премьера фильма призёрки прошлых лет омрачилась скандалом. Режиссёр Ольга Бычкова и продюсер фильма Екатерина Филиппова обменялись «любезностями» после показа фильма-открытия. Режиссёр заявила, что продюсеры отстранили постановщицу от финального монтажа картины, а кино в итоге «было убито». По словам Бычковой, её монтажную версию посчитали «недостаточно понятной», с чем она категорически не согласилась.
«Я была категорически против. С этого момента меня отстранили от процесса, и фильм полностью делался без меня. Его полностью перемонтировали. Финальную версию мне показали в ноябре — кино было убито, превратилось в банальное телемуви плохого разлива, — поделилась Бычкова. — «По договору продюсер имела полное право делать с фильмом что хочет. Она это и сделала. Отдельно замечу, что звук был очень важен в этом фильме, для него были специально придуманы некоторые сцены, чтобы потом делать звуковые партитуры. Но мне даже не сообщили о том, что идет работа со звуком. А оператора Мишу Хурсевича не позвали на цветокоррекцию»
Ответ продюсера не заставил себя долго ждать. Екатерина Филиппова рассказала телеграм-каналу «Кино про тебя» иную версию происходивших вокруг производства фильма событий. Так, в частности, она отметила, что режиссёр не смогла сработаться со съёмочной группой, разругалась со сценаристкой Любой Мульменко и постоянно меняла своё мнение по поводу фильма. В итоге на картине сменилось три режиссёра монтажа.«Про самого режиссера… Видит Бог, я вела себя стоически, не желая все это комментировать, тем самым вбивая последний гвоздь в ее профессиональную и человеческую репутацию – но она делает это сама. Режиссер, не я, на определенном этапе заняла конфликтную позицию, которая постоянно менялась: хотела снять имя, потом не хотела, далее делала еще более экзотические предложения, с большинством из которых я соглашалась, желая довести дело до конца. Довела и считаю, что с неплохим результатом — основной конкурс Шанхая и фильм открытия Выборга, есть еще планы…»
Первый конкурсный день начался с показа анимационных работ, участвующих в основном конкурсе анимации. Зрители посмотрели мультфильмы «Скамейка» (В. Павлова), «Плёвое дело», (Е. Ганах), «На глубине», (Л. Старикова), «До темноты», (П. Погудин, М. Куликов), «Легенда о сестрах», (П. Погудин), «Дичь», (С. Матвиенко), «Ступени», (Т. и М. Мошкова).В рамках основного конкурса игрового кино показали картину Или Малаховой «Привет, мама» про 38-летнюю Киру, которая никак не может принять смерть матери, пропавшей несколько лет назад. Телеграм-канал «Русское кино в топе» дал положительную рецензию фильму, отметив «бесконечную внимательность» режиссёра к мелочам и деталям:
«Если соратница Бакурадзе что-то и унаследовала от супруга, так это бесконечную внимательность: внимательность к жизни, к подробностям и частностям, крупностям, а не к обобщению. Такую странную, почти детскую внимательность Малахова дарит двум своим взрослым, но не повзрослевшим героиням-сестрам (Савельева и Тарасова). Ведь они явно недополучили заботы от бросившей их матери»
Куда более громкой премьерой на следующий день стал полнометражный «Осьминог» Алексея Степанова с многоликим Даниилом Воробьёвым. Это по-настоящему актёрский бенефис артиста, он исполняет аж 8 (!) ролей в фильме. Фильм также участвует в основном конкурсе игрового кино. Это драмеди про семейного психолога, который решает провести бесплатный экспериментальный курс с использованием метода психодрамы в своём доме для четырёх женщин. В процессе курса выясняется, что больше всех в помощи нуждается сам Доктор.«Это не драмеди в классическом понимании, а, скорее, психологическая драма с лёгкой иронией. Надеюсь, это будет крепкое зрительское кино. У моего героя крутая трансформация, будет сюрприз. А вообще на этих съёмках я чуть не сдох. Помогло, что мы снимали хронологически. В центре истории четыре женщины, и с каждой я работаю, разворачивая их проблемы, но на самом деле — ищу ответ на свой личный вопрос и нахожусь в тяжелейшем состоянии», — рассказывал Даниил в интервью Кино-Театр.Ру
.В рамках внеконкурсной программы зрители посмотрели летнюю лирическую комедию «Копродукция: Тут все свои» Юрия Суходольского:
«В широком смысле это кино про то, как воспринимают и переживают любовь люди разного возраста», — рассказал режиссёр. — «О том, что, когда это действительно важно, люди способны бескорыстно помогать друг другу. А ключевое послание фильма я бы сформулировал так: не бойтесь говорить с близкими, не загоняйте эмоциональные проблемы вглубь, ведь молчание о важном в отношениях способно разрушить их»
В программе «Осенние премьеры» показали картину Алексея Луканева «Чужая», которую многие посмотревшие описывают как, если бы фильм «Одна» встретился с якутском картиной «Нууча». В картине рассказывается об успешной бизнес-леди Дине, которая выживает в авиакатастрофе посреди глухой тайги, вдали от цивилизации и попадает к местному племени. Девушке приходится прожить несколько лет среди людей, чуждых её ментальности, в непривычном для неё быте, приспосабливаясь к окружающим условиям, прежде чем вернуться домой, на Большую Землю, где остались её любимые муж и дочь.
«Сюжет фильма основан на реальных событиях. В советские времена был такой случай, когда мужчина потерялся в тайге и несколько лет прожил в кочевом племени», — поделился продюсер картины Николай Геворкян.
Обо всех участниках конкурсной программы XXXI Фестиваля российского кино Выборг Фильм Про писал раннее.