Вот, что рассказал о своём герое сам Гай Пирс: «Дэвид – бывший полицейский и человек, который повидал многое. Я получил истинное удовольствие от этой роли, ведь у Дэвида спокойный, жёсткий характер. Он попадает в этот странный мир Зоны 414, и оказывается в буквальном смысле в эпицентре всего самого плохого».
В самом начале герой Гая Пирса слышит от киборга фразу: «Этот город не должен существовать». Но в этом фильме человекоподобные роботы уже существуют, однако все они «живут» в одном большом гетто и практически не имеют никаких прав. Кажется, что сам Город Роботов – это один большой эксперимент, цель которого выяснить, на что способны киборги и чем они могут помочь людям. К сожалению, выводы, к которым приходит человечество в этом вопросе, не вселяют надежду на справедливое будущее. Те издеваются над киборгами, используют их для удовлетворения своих желаний и прихотей и, кажется, что человечности не хватает в первую очередь не самим роботам, а людям.
В основу сюжета этой картины легли одноимённая повесть Айзека Азимова и фильм «Позитронный человек» Роберта Сильверберга. Сам Коламбус же оставил отсылку к работам Стенли Кубрика: он присвоил роботу номер NDR-114, который до этого неоднократно был использован гением ужасов в фильмах «Заводной апельсин» и «Доктор Стрейнджлав».
Интересно, что первые попытки искусственного интеллекта наладить отношения с Альмой приводят к обратному эффекту: та еще больше утверждается в своей мысли, что робот не способен на человеческие чувства. Однако, как мы знаем, искусственный интеллект умеет анализировать реакции и самообучаться. И дальнейшее знакомство Альмы с Томом приносит неожиданные результаты.
Вот, что рассказала о выборе темы режиссёр Мария Шрадер: «Сначала мы планировали, что события будут происходить в отдалённом будущем, но передумали. В нашем мире многое построено на алгоритмах, да и высокотехнологичные роботы давно перестали быть фантастикой. Хотя о такой форме, в которой робот появляется в нашей картине, пока остаётся только мечтать».
Изначально сценарий фильма не имел ничего общего с циклом «Три закона роботехники». Однако, в какой-то момент продюсеры выкупили права на экранизацию произведения Азимова, а сценаристу Акиву Голдсману была поставлена задача скрестить его с имеющимся сценарием.
Режиссер Грэнт Спьютор рассказывал, что хотел показать, какое место в мире займут люди в условиях, когда технологии перерастут человечество: «Я хотел изучить отношение человечества и высоких технологий беспристрастно, не рисуя образ кровожадных терминаторов, которые стремятся искоренить род людской. Меня больше интересовали силы, которые нераздельно связывают машины и людей.
По большому счёту фильм о том, как мы стремимся стать лучше, чем мы есть на самом деле, и как мы строим здоровое сообщество. В эпоху умных машин фантасты обязаны выходить за рамки размышлений на тему «что значит быть человеком». Куда важнее вопрос «что значит быть человечным».