Правила хорошего военного кино режиссёра АЛЕКСЕЯ ГЕРМАНА-МЛАДШЕГО
Алексей Герман мл. — один из самых награждаемых отечественных режиссёров, но при этом далеко не самый плодовитый. Над своей последней картиной «Воздух» постановщик работал больше пяти лет. Производство фильма было масштабным предприятием: создатели потратили три года жизни, чтобы разработать технологии полёта, столько же длились сами съёмки, которые охватили различные регионы России. Съёмочная команда воссоздала исторические аэродромы, интерьеры Эрмитажа во время блокады и другие детали эпохи. Кроме того, в ходе съёмок сцен воздушных боёв в павильоне «Главкино» построили самый большой в России LED-экран, размер которого сопоставим с четырёхэтажным домом.На съёмках «Воздуха»
1. Важен предметный мир — через него зритель может поверить в каждый момент
Если подходить к кино не как к аттракциону средней степени убедительности, как у нас часто бывает, а ставить себе высокие задачи, чтобы человек, который смотрит фильм, верил костюму, декорациям, словам, лицам, то это довольно большой труд. Ведь всё, что мы видели в прекрасных советских фильмах, например, «Торпедоносцах», к сожалению, утрачено. Я говорю про предметный мир, который приходилось воссоздавать. Наша задача была в том, чтобы человек погрузился в картину, действие которой начинается в 1942 году и никогда из него не выплывал, чтобы он верил каждому моменту.
2. Стремитесь к максимальной реалистичности
Мы хотели показать в фильме много воздушных схваток: как летают самолёты, как они сражаются, взрываются, как они низко проходят над землёй, как они исчезают в облаках. Этот мир воздушного боя мы хотели сделать максимально фотореалистичным, чтобы не было видно компьютерной графики, чтобы была настоящая физика полётов, чувствовался вес самолёта, турбулентность, динамика. И в то же время, чтобы это не было похоже на не очень убедительный комикс. Мы потратили три года жизни, чтобы разработать технологии, которые позволили нам снять фильм максимально приближенным к тому, как это видит человеческий глаз.
3. ... и аутентичности
Наша задача была связана с аутентичностью. Лена (прим. художник-постановщик картины Елена Окопная) строила огромные полевые аэродромы, большое количество макетов самолётов Як в натуральную величину. Разница между ними и настоящими самолётами доли сантиметров. Поскольку самолётов Як-1Б не сохранилось (сохранились только более поздние модификации), это был обратный инжиниринг. Эти самолёты должны были выглядеть настоящими и живыми, как и лётные комбинезоны, которые Лена восстанавливала. Нам крайне важна была подлинность каждого элемента, каждой детали – никаких фанерных танков и самолётов, несуществующих форм.
4. Ищите фактурных, «живых» артистов
Никаких актрис с силиконовыми губами и другими частями тела. Часто в военных фильмах играют одни артисты, и им не веришь. У нас снимались курсанты, люди с тяжёлой судьбой. Фронтовые глаза это всё-таки фронтовые глаза, их с другими не перепутаешь. Всё это мы делали ради достижения правды лиц и правды приближения к фронтовым фото.
5. Изучите свою тему вдоль и поперёк
Я довольно занудный и детальный человек. Мы изучали всё досконально: от моделей самолётов и статистики потерь до соотношения мощностей двигателей и блокадных театров. Сам по себе массив информации был невероятно огромный. Огромный пласт истории, к сожалению, утерян. Для нас было удивительно восстанавливать блокадный театр. Мы понимаем, что даже в самые тяжёлые месяцы блокады (зима 1941-1942 г.г.), когда были самые огромные жертвы, работал театр, и артисты выходили на сцену, и многие из них умирали. Удивительно, как мало сохранилось свидетельств, фотографий.
Правила хорошего военного кино режиссёра СЕРГЕЯ УРСУЛЯКА
Режиссёр «Тихого Дона», «Ликвидации», «Сочинения ко дню победы» в 2022 году снял «Праведника» - подлинную историю подвига офицера Красной Армии Николая Киселёва. В 1942 году он вывел из фашистской оккупации за линию фронта 218 советских евреев: женщин, стариков и детей, спасавшихся в лесах после уничтожения Долгиновского гетто. Вышедшая в начале 2023 года и собравшая свыше 630 млн рублей, драма стала одним из самых кассовых военных фильмов за всю историю российского проката. А также получила четыре «Золотых орла», в том числе за лучшую режиссуру и главную мужскую роль. А на прошедшем в 2024 году ММКФ Сергей Урсуляк получил «Золотого Святого Георгия» за вклад в развитие мирового кинематографа.1. Фильм должен давать возможность сопереживать
Это то, чего не хватает в сегодняшней жизни нашей. Как будто мы смотрим на всё происходящее через какое-то стекло компьютера. Человек себя очень ограждает от переживаний и сопереживаний. И когда я вижу плачущих после фильма людей, значит получилось всё правильно. Умение сострадать - это очень важная вещь.
Правила хорошего военного кино продюсера ИГОРЯ УГОЛЬНИКОВА
Благодаря Игорю Угольникову, продюсеру и генеральному директору студии «Военфильм», появились одни из самых сильных военных драм последнего времени: «Брестская крепость», «Батальонъ», «Подольские курсанты», «Девятаев». «Брестская крепость» получила 4 премии ТЭФИ и была признана одним из лучших фильмов года (согласно опросу ВЦИОМ). «Батальонъ» — рекордсмен по количеству международных призов среди советских и российских военных фильмов, имеет награды европейских, азиатских и американских кинофестивалей, удостоен сразу четырёх наград премии «Золотой Орёл». Игорь Угольников признаётся — его задача создавать фильмы, достойные встать в один ряд с великими советскими кинокартинами о войне.1. Достоверность
Фильмы о войне, прежде всего, должны быть достоверными. Не будет достоверности, зритель не поверит тому, что происходит на экране, и доверие российского зрителя к военному кино надо будет после таких недостоверных картин поднимать заново. Главное — достоверность. Это самый краткий путь к сердцу и разуму зрителя.
2. Фильм должен давать надежду
Мы всегда, когда делаем фильмы о войне, говорим себе — где здесь надежда? Какая она должна быть? В чём она? Мы всегда должны надеяться, что вот этот персонаж, которого мы полюбили, останется живым. Мы должны сохранять эту надежду. Когда мы снимаем фильм о защитниках Брестской крепости, мы, к сожалению, знаем, чем там всё закончилось. А в истории Девятаева мы не знаем. Так же как не знали, чем закончилась история защитников Москвы в фильме «Подольские курсанты», что с ними будет дальше. Надежда должна питать наши зрительские сердца.
3. Создать эффект погружения, эффект зрительского участия
Это, безусловно, экшн. Эффект участия зрителей в фильме. В «Девятаеве» мы как будто вместе ведём эту «Аэрокобру», «Мессершмитт 109». Авиационные бои, которые снял Тимур Бекмамбетов — невероятный экшн.
Правила хорошего военного кино режиссёра ИГОРЯ КОПЫЛОВА
Режиссёр масштабной военной драмы «Ржев» Игорь Копылов создал первый художественный фильм об одной из самых трагичных битв в истории Великой Отечественной войны. Долгое время о ржевской битве не решались говорить открыто, ведь потери были слишком велики. Картина «Ржев» — первая попытка собрать воедино все факты и рассказать, какой жестокой была оборона всего в трёхстах километрах от Москвы.1. Пробиться к сердцу зрителя и заставить сопереживать
Важно пробиться к сердцу и душе зрителя, которые на секунду представят, что они там. Чтобы люди соединили себя с действующими лицами. Это моя самая большая задача. Можно развлечь, можно увлечь, можно удивить, а вот заставить сопереживать очень трудно. Большинство фильмов, которые остались в нашей душе и сердце, делали люди, прошедшие войну. И им не надо было ничего фантазировать, они это пережили. А сейчас важен человеческий и профессиональный опыт, чтобы как можно достовернее это воплотить.
2. Брать за основу яркие и масштабные события
Мы идём по самым ярким событиям, по самым знаковым, масштабным, потому что люди, идя в кино, требуют больших форм, батальных сцен. Сталинградская битва — всё ли рассказано? Нет. Ржев, Москва, блокада — много ли фильмов у нас о блокаде? Форсирование Днепра. Эта драматургия в очень страшных и жёстких обстоятельствах. И важно рассказать о человеке в этих нечеловеческих условиях. Как вырезали из консервных банок кресты, совершали фантастические подвиги.
3. Обязательно репетировать с актёрами перед съёмками
Когда мы готовились к съёмкам фильма «Ржев», мы прошли в Ржеве период репетиций. Мы снимали 41 день, и сначала мы всё отрепетировали с ребятами молодыми, которые очень многого не знали. Потом поехали на построенные декорации, окопы, деревню выстроенную, прошли всё ногами. Ни у кого не было никаких бумажек, все знали текст, все знали, что происходило на самом деле.
4. Актёры должны «присвоить» себе героя
Актёры должны присвоить характер, поведение героев. В повести Вячеслава Кондратьева
«Искупить кровью» всего несколько персонажей, 4-5 человек, которые имеют имена. А все остальные… а как меня зовут? Никак. Актёры попросили меня взять имена своих дедов. У некоторых были фотографии, и они попросили, чтобы были элементы той одежды. Через эти детали картина практически ожила.
5. В современном военном фильме важно держать ритм
Сейчас всё ускорилось... Все быстрее считывают информацию. Есть какие-то фильмы, которые уже как коды считываются, и зритель говорит: «А что дальше?». Поэтому важно держать ритм.
Правила хорошего военного кино режиссёра КИМА ДРУЖИНИНА
Фильм Кима Дружинина и Андрея Шальопа «28 панфиловцев» о легендарном подвиге советских бойцов при обороне Москвы в 1941 году — настоящее народное кино. Картина получила поддержку зрителей задолго до выхода в прокат — тысячи людей со всей страны присылали пожертвования на её создание. Российская военная драма имела большой успех. При бюджете в 150 млн рублей лента собрала в прокате 367 млн.1. Стремиться к правдоподобности во всём
Самое важное в современном военном кино — правда человеческая. Правда о том, что действительно происходило, как к этому относились, что предпринимали для того, чтобы победить. Если мы говорим, например, о молодом зрителе, то он хорошо подкован технически. Очень хорошо разбирается в модификации танков и самолётов. И в фильме надо подходить к техническому вопросу очень скрупулёзно. Честность, которую ты заложил, зрителями хорошо считывается.
2. Настроиться на эпоху
Люди, которые воевали — это совершенно другие люди. Они выглядели по-другому, у них были другие идеалы, другие разговоры. Поэтому настроиться на эту эпоху и то время для актёров — сложная задача. Мы совместно это пытаемся сделать. Надо кое-что почитать и посмотреть, как другие художники к этому времени относились.
3. Разобраться в том, как могло быть на самом деле
Когда мы работали над фильмом «28 панфиловцев», было важно разобраться в том, как это могло быть на самом деле, потому что конкретных документов об этом событии нет. Никто не знает, как это всё происходило. Почему такое небольшое количество бойцов смогло остановить армаду танков. Для нас было важно поминутно воссоздать события тех дней, чтобы зритель поверил в нашу историю и поверил нам.
4. Сочетать традиции советского кино с современными технологиями
«28 панфиловцев» мы постарались с Андреем Шальопа создать тем советским языком кино, к которому мы привыкли. И такой подход вкупе с использованием новых технологий дал интересный результат.
5. Погрузить зрителя в обстоятельства
Нам хотелось погрузить зрителя в ту же самую атмосферу, в которой находятся наши герои. Условно говоря, мы хотели зрителя посадить в траншею, и чтобы он из траншеи наблюдал за приближающимися танками. Именно для этого у нас такая длительная боевая часть. Мы старались сохранить некую документальность, чтобы с большей вероятностью погрузить зрителей в происходящее.
6. Выбрать стилистику военного фильма
Мы с режиссёром Андреем Шальопа сформулировали стиль фильма как фильм-памятник. И если вдумчивый зритель пересмотрит картину, он обратит внимание, что все ракурсы они как бы немного снизу. Точёные лица у всех героев.
7. Помнить, что война - это не всегда ужасы. Делать акцент на «светлых» моментах
Война — это жизнь, просто в обострённых обстоятельствах. Война — это не всегда ужасы. Хорошо бы рассказывать и о том хорошем, что давала определённая ситуация для людей. Все фильмы, даже полные ужасов, даже они в итоге про любовь. Просто некоторые считают, что к свету можно прийти только через тьму, а некоторые, — что просто надо идти на свет. И так, и так правильно.