Корреспондент «Индустрия кино» Иван Кудрявцев поговорил с Александром Роднянским о новых датах крупных зарубежных и российских фестивалей, общем состоянии киноиндустрии и возможных путях выхода из кризиса после окончании пандемии. А также о судьбе фильма-катастрофы «Чернобыль: Бездна», где Роднянский выступил продюсером.
Александр Роднянский: «Фестиваль - это прежде всего коммуникация»
Сюжет программы «Индустрия кино»31-й фестиваль «Кинотавр» и 42-й ММКФ перенесены на осень 2020 г.
Иван Кудрявцев:
Александр Ефимович, вы уже определись с форматом, в котором осенью будут проводить «Кинотавр»? И будет ли внедряться онлайн-формат?
Александр Роднянский
Последнего хотелось бы избежать, если честно. Потому что главное обаяние фестиваля - это, конечно, общение. Фестиваль - прежде всего коммуникация. И в этой связи я думаю, что фестивальная часть должна быть в оффлайне, другое дело, что рыночная часть наверняка может быть в онлайне. Лишь бы состоялись международные фестивали осенью. Мы этого в точности не знаем.
73-й Каннский кинофестиваль перенесен с мая на неопределённый срок
77-й Венецианский кинофестиваль пройдёт в свой срок: 2 — 12 сентября
За место в уплотнившемся фестивальном календаре развернулась ожесточённая борьба. Старейшая фестивальная площадка, Венеция, заявила, что не будет ждать, когда Канны определятся с датой.
Роберто Чикутто, директор Венецианской биеннале:
Александр Роднянский:
Новый руководитель Биеннале, частью которого является и Венецианский кинофестиваль, он как-то очень энергично выступил, сказав, что теперь, слава Богу, не состоится Каннский кинофестиваль, и они, то бишь Венецианский фестиваль, смогут выбрать лучшие фильмы и показать. Не мне на это указывать, но нехорошо злорадствовать, что не состоится главный фестиваль мира.
Пандемия подкосила мировую киноиндустрию на самом пике развития. 2019 год был рекордным по глобальным кассовым сборам — $42,5 млрд. Из которых почти половину давали США и Китай, который аккурат перед коронавирусом стал рынком номер один по сборам. Кинотеатры по всему миру пока закрыты.
Валовый мировой бокс-офис 2019 — 42,5 млрд. долларов
«Индустрия кино» прогнозирует падение мировых сборов на 75-80%
Иван Кудрявцев:
Вернутся ли люди в кинотеатры, как было до?
Александр Роднянский:
Если и вернутся, то не сразу. Я убеждён, есть проблема с этим. Мне кажется, это будет ступенчатое возвращение. Иными словами, почувствуют ли себя зрители в безопасности? И второе соображение, вернее, фактор: будут ли деньги в карманах наших зрителей? Будут ли они в том финансовом состоянии, чтобы ходить в кинотеатры в таком количестве, так часто и так интенсивно, как они это делали до пандемии.
Ожидаемые потери 2020 г. в сборах $32 — 34 млрд.
Трейлер фильма «Не время умирать»Сейчас голливудские студии отменили или перенесли производство и прокат самых дорогих своих флагманских проектов. На осень и дальше уехали новый «Бонд»,
«Форсаж 9»,
«Топ Ган: Мэверик»,
«Мулан», мультфильм
«Душа». На паузе производство боевика
«Миссии невыполнима 7»,
«Матрицы 4»,
«Фантастических тварей 3»,
«Мира Юрского периода 3», сразу нескольких сиквелов
«Аватара». Над рынком нависла угроза глобального дефицита контента.
Бюджет флагманского проекта голливудской студии-мейджора может доходить до 500 млн долларов, с учётом расходов на маркетинг.
Иван Кудрявцев:
Не произойдёт ли вообще глобального разрыва производственного цикла?
Александр Роднянский:
Конечно, произойдёт. Это гигантский удар по индустрии и по даже самым большим студиями. Потому что производство этих картин подразумевает колоссальную ответственность. Что уж говорить о малых компаниях, которые делают небольшие студийные картины. Боюсь, для индустрии настали времена перезагрузки. И в этом смысле, к сожалению, я вынужден признать, что без помощи государства, если речь идёт о выживании индустрии - она сама не выживет.
Трейлер фильма «Чернобыль: Бездна»
Иван Кудрявцев:
К «Чернобылю». Между пандемией и аварией на Чернобыльской АЭС много общего от ощущения происходящего. Этот растворенная в воздухе невидимая угроза, ты не понимаешь, где она тебя укусит, где тебя накроет. И ты не отдаешь себе отчёта в подлинных масштабах происходящего. Вот такая рифма между реальностью и мифом, она проекту в плюс или в минус?
Александр Роднянский:
Мы вчера обсуждали это с Даней Козловским. Не пришли к общему мнению. Мне кажется, это может быть сильным минусом. Аудитория устаёт от проблем и нервного напряжения и может начать искать в кинотеатрах побега от этой действительности. На что Даня во многом справедливо замечает, и я бы хотел с ним согласиться, что всё-равно это сильное эмоциональное переживание с героями, к которым можно подключиться, и можно выйти, наполненным не пессимистическими мыслями о будущем, а с ощущением, что в силах человека справиться с любым вызовом. К сожалению, надо рисковать. Даже если фильм выйдет через год, будет большой риск.
Фильм «Чернобыль: Бездна» должен выйти на экраны 8 октября 2020. Это вторая режиссёрская работа Данилы Козловского.
Ликвидацию последствий Чернобыльской аварии Роднянский наблюдал лично: он прибыл туда на 5-й день после взрыва в качестве документалиста Киевнаучфильма и потом ездил в Чернобыль ещё три года. Впервые о разработке проекта под названием
«Чернобыль» Роднянский объявил ещё в 2005 году. Весной 2019 представлять проект под рабочим названием «Опасная вода» про водолазов, спустившихся в резервуары под реактором АЭС, в качестве режиссёра вышел Данила Козловский.
Трейлер мини-сериала «Чернобыль»Мини-сериал НBO «Чернобыль» выходил с 6 мая по 3 июня 2019 года
Он получил две награды «Золотой глобус»
Иван Кудрявцев:
А тут вы берёте и меняете название, которое звучит как спин-офф проекта HBO — «Чернобыль: Бездна». Вы остаетесь с этим названием, и если да, то почему?
Александр Роднянский:
Сейчас обсуждаем возвращение к базовому названию, с которого мы когда-то и начинали, без вот этого опасливого второго названия «Бездна». Мы как бы делаем фильмы с разных сторон. У нас локальная человеческая история о тех, кто невольно оказался жертвами аварии и её же ликвидаторами, а у них история про систему.
Иван Кудрявцев:
Что интересного вы недавно посмотрели, и какой фильм, либо фильмы, спасли вас в эти дни?
Александр Роднянский:
Знаете, я наслаждаюсь в эти дни классическим кинематографом. Ну, например, вчера я посмотрел «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони (великий фильм) и посмотрел стилистически прямо противоположный ему «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика. В один день. И это, конечно, удивительное наслаждение. Посмотрел картину, которая всегда меня приводит в состояние изумления, — «Сладкую жизнь». Посмотрел «Гибель Богов» Висконти. Я на самом деле не ищу спасения в милых весёлых рождественских сказках. Мне это не нужно. Я их не очень-то и люблю, но классическое кино меня всегда спасает. При этом оно позволяет сохранить внутреннюю амбицию по отношению к качеству фильмов. Ты твёрдо понимаешь, на каком несопоставимо низком уровне ты работаешь сам, когда ты видишь эти удивительные шедевры.