Экспертами в исследовании выступили создатель сообщества MDK (более 11 млн подписчиков только в одном «Вконтакте») Роберто Панчвидзе, генеральный директор агентства «Пикчер», экс-главред паблика «Лентач» Артём Крашенинников, главный редактор специализированного интернет-издания Memepedia Азат Саттаров, автор программы «Вести.net» на телеканале «Россия 24» Павел Кушелев, а также исследователь мемов, психолог-консультант Даниил Ривин.
Мемы нравятся людям, потому что попадают точно в цель — в так называемые «болевые точки» социума, — поэтому главной темой марта становится коронавирус. Конечно, появлялись мемы на другие темы: например, про «обнуление» президентских сроков или цены на нефть. Но они были «задавлены» мемами о коронавирусе. Способность взглянуть на ситуацию с юмором помогает человеку в трудной ситуации: смех разряжает обстановку, — убеждён Артём Крашенинников, генеральный директор агентства «Пикчер», экс-главред «Лентача»: «На теме коронавируса можно свихнуться, если постоянно об этом думать, начать у себя симптомы искать».
1 место. Directed by Robert B. Weide
В марте пережил новую волну популярности видеомем «Directed by Robert B. Weide» — заставка с титрами к популярному ситкому «Умерь свой энтузиазм». Его автор действительно существует, его зовут Роберт Б. Уайди и у нас в России его знают как создателя комедийного хита «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» с Саймоном Пеггом. Титры с бодрой музыкой юзеры приклеивают к роликам, в которых кто-то попадает в неловкую ситуацию или терпит фиаско. Принято считать, что мемом титры стали в 2015 году. Тогда отбивку с забавной мелодией Лучиано Микелини кто-то приклеил к видео с конфузом на конкурсе «Мисс Вселенная», когда ведущий Стив Харви перепутал имя победительницы.
Крутая траектория, по которой драматические события начали нарастать в самом начале 2020 года, навела пользователей на ироничное допущение, что весь год — это один большой «эпик фейл», а значит, и он мог быть «срежиссирован Робертом Б. Уайди»: количество шуток с титрами заметно подскочило. В итоге сам Роберт Б. Уайди отреагировал на «обвинения» в сети шуткой: «Нет, чёрт побери! Вот уж это вы на меня не повесите!» — написал он в своём Твиттере. За мем, который откомментировал сам Роберт Б. Уайди, проголосовало большинство экспертов канала «Комедия».
Hell no! You're not blaming this one on me! pic.twitter.com/MMu2ZEYsiE
— Robert B. Weide (@BobWeide) March 20, 2020
По мнению Артёма Крашенинникова, Роберту Б. Уайди мемы с его именем приносят больше удовольствия, чем реальных денег. «Думаю, это сделало ему [Уайди — прим. Ред.] имя — о нём узнают те, кто не знал раньше. Его творчество будет в фаворе, и люди будут просматривать дальше его контент».
2 место. Пухляш
По мнению Роберто Панчвидзе, основателя сообщества MDK с 11 миллионами подписчиков в «Вконтакте», Пухляш — это отличный пример вирусного мема, родившегося благодаря творческой мощи «Little Big». Речь о танцоре в голубом комбинезоне из клипа на песню UNO, которая, если бы не коронавирус, должна была представлять Россию на «Евровидении-2020».
Танец Пухляша используют по разным поводам, но в основном, чтобы выразить самоиронию. Клип на песню UNO лежит на ютуб-канале международного конкурса «Евровидение», и его уже посмотрели 60 миллионов раз. Полноватый парень, грациозно танцующий в стиле «вог», стал всеобщим любимцем. «Этот парень — прекрасный танцор, который заслуживает большего, чем героическое место в мемасах», — считает автор программы «Вести.net» Павел Кушелев. - Так что и называть его стоит иначе — «ну что за Пухляш?».
Танцора зовут Дмитрий Красилов. Он участвовал в шоу «Танцы» на ТНТ, играл в высшей лиге КВН и снимался в маленьких ролях в кино и сериалах.
Пользователи шутили с помощью Пухляша на темы спорта, своей физической формы, коронавируса и многого другого.
«Пухляш, конечно же, на этом заработал, потому что у него появился гигантский социальный капитал. У него сейчас, наверное, узнаваемость, как у бренда «Газпром». Его показывали в прайм-тайм по Первому каналу и каналу «Россия». И я предполагаю, что миллионов 50-60 людей его только в нашей стране узнали. На ютубе у него тоже гигантская популярность, потому что появились видео и с реакциями на UNO, их записывают иностранцы в том числе», — говорит Артём Крашенинников, генеральный директор агентства «Пикчер», бывший главред «Лентача».
3 место. Греча
Главный редактор издания Memepedia Азат Саттаров называет истерию с закупкой гречи и туалетной бумаги «самым ярким явлением в мемах марта». По его словам, шуток было очень много, в самых разных форматах.
Одной из самых интересных и глубоких можно считать «Атлант затарил гречи».
Оригинальное название произведения — «Атлант расправил плечи». Это — политическая антиутопия, где американская писательница Айн Рэнд последовательно — на 1100 с лишним страниц — объясняет превосходство капитализма над любой другой системой экономики. Даже примерное понимание, чему посвящена книга, заставляет смеяться над мемом.
По мнению Павла Кушелева, автора программы «Вести.net», этот мем был злободневнейшим несколько недель назад. «Жаль, что недели сейчас приравнены к месяцам, если не году», — отмечает Кушелев.
Действительно, по мере насыщения ажиотажного спроса на гречку, может идти на спад и популярность мема. Вопрос, попадёт ли крупа в топ главных мемов года, пока остаётся для экспертов, опрошенных каналом «Комедия», открытым.
4. Титаник
В топ попал и мем с кадрами из «Титаника», где музыканты играют на палубе тонущего корабля, чтобы поддержать пассажиров, успокоить их, вселить надежду. Так и авторы мемов — своими шутками хотят снять напряжение в обществе. Даниил Ривин, исследователь мемов и психолог-консультант, считает, что это — красивое сравнение: «Это эстетично: “Пир во время чумы”». Другими словами, авторы мемов пытаются разрядить избыточное напряжение на фоне масштабного бедствия. Как замечает Роберто Панчвидзе, основатель MDK, количество мемов в этом месяце и правда больше обычного.
С кадрами из фильма Джеймса Кэмерона пользователи давно делают картинки — чаще всего используют общий план «Титаника», который уже наполовину в воде, знаменитые кадры с Роуз и Джеком, стоящими на корме, и в ледяной воде — в финале фильма.
5 место. Парень у могилы и Гигачад
Пятое место в нашем топе разделили два мема.
Первый — парень у могилы. Эту фотографию с актёром Грантом Гастиным, празднующим окончание съёмок сериала «Стрела», превратили в мем в конце января этого года. Он буквально означает торжество какого-то человека или явления над оппонентом.
В марте большинство шуток касались коронавируса, который с улыбкой хоронил разные мероприятия (например, летние фестивали). Пожалуй, самый мрачный мем с использованием этого шаблона — тот, где королева Елизавета II сидит у могилы принца Чарльза и Бориса Джонсона (мем появился на фоне новостей о том, что у обоих обнаружили коронавирус).
«Мем про парня у могилы, возможно, не самый интересный. Но как формат — очень живучий и универсальный. Классический такой макрос», — считает главный редактор издания Memepedia Азат Саттаров. Даниил Ривин, исследователь мемов и психолог-консультант, замечает, что «шутки над смертью и вокруг этой темы вообще очень ярко воспринимаются».
Гигачад
В основе мема Гигачад — чёрно-белая фотография мускулистого мужчины. Снимок используют как шаблон, где подпись начинается со слов: «Да, я слышал…». Герой снимка хочет поддержать беседу, сказав что-нибудь умное, но терпит поражение. Он воплощает собой стереотип о самоуверенном качке с низким интеллектом. По мнению Артёма Крашенинникова, приписка «да, я слышал» исчезнет, поскольку она будет ограничивать его распространение.
Гигачад стремится поддержать любой разговор: не только о коронавирусе. Поэтому пользователи шутили и по актуальной повестке, и на вечные темы.