Сейчас для того, чтобы проект получил государственное финансирование от Минкульта, ему необходимо пройти процедуру отбора заявок (обычно это три этапа, но для неигровых и анимационных лент необходимо только два). На первый взгляд она кажется вполне прозрачной и достаточно формализованной, но на деле картина обстоит немного иначе, а к самим критериям отбора у аудиторов Счётной палаты обнаружилось множество вопросов.
Согласно отчёту Счётной палаты, среди всех факторов, влияющих на оценку заявок, не учитывается сразу несколько важных моментов. В нынешних условиях эксперты не принимают во внимание успешность предыдущих проектов компании, подающей заявку, причём это касается и зрительской оценки, и кассовых сборов. В результате продюсеры, выпустившие один или несколько провальных или просто убыточных фильмов, всё равно могут получать финансирование для своих следующих проектов.
По мнению аудиторов, это приводит к неэффективной растрате выделяемых государством средств. Компании и продюсеры оказываются не так уж сильно заинтересованы в создании качественного контента, который сможет привлечь широкую аудиторию.
Цитата из отчёта Счётной палаты:
По итогам конкурсного отбора Минкультуры России с ОАО ТПО «Санкт-Петербургская студия документальных фильмов» (продюсер А.Н.Тельнов) заключены соглашения ... на производство детского игрового фильма «Легенды Петербурга. Ключ времени» и на производство авторского игрового фильма «Архипелаг» , на производство которых были представлены субсидии из федерального бюджета.
При этом, по данным ЕАИС, два предыдущих полнометражных игровых фильма указанной студии не вызвали интереса у зрительской аудитории («Анатомия измены» (2016 год) кассовые сборы отсутствуют, «Облепиховое лето» (2018 год) кассовые сборы – 988,4 тыс. рублей).
В данной связи государственная поддержка в виде предоставления субсидий организациям кинематографиям, чьи предыдущие проекты не были востребованы зрителями, несет риски неэффективного использования средств федерального бюджета.
При этом, по данным ЕАИС, два предыдущих полнометражных игровых фильма указанной студии не вызвали интереса у зрительской аудитории («Анатомия измены» (2016 год) кассовые сборы отсутствуют, «Облепиховое лето» (2018 год) кассовые сборы – 988,4 тыс. рублей).
В данной связи государственная поддержка в виде предоставления субсидий организациям кинематографиям, чьи предыдущие проекты не были востребованы зрителями, несет риски неэффективного использования средств федерального бюджета.
Трейлер фильма «Облепиховое лето»
Другая проблема связана с целевым расходованием средств, выделяемых государством на создание национальных картин. Хотя компании-получатели субсидии обязаны предоставлять в Министерство перечень документов, по которым можно проследить, как расходовались госденьги, в исследовании отмечается, что в период с 2017 по 2019 годы такие проверки не проводились. В итоге общий размер долга компаний-нарушителей вырос за это время более чем в 10 раз.
Что же касается финансовой поддержки со стороны Фонда кино, то и здесь процедура отслеживания целевого расходования госсредств оказалось недостаточно прозрачной. В частности, производители фильмов переводят часть выделенных денег государством в другие компании, которые уже не обязаны отчитываться за свои расходы.
При этом нельзя сказать, что Минкульт и Фонд кино не знали об этих проблемах. Знали, и - не дожидаясь окончания проверки Счётной палаты, - открыли полную базу фильмов, получавших госфинансирование с 2015 года. В эту Базу данных также входит список компаний-должников с неисполненными обязательствами по их проектам. По словам министра культуры РФ Владимира Мединского, люди, имеющие какое-либо отношение к производству этих проектов, больше не получат господдержки (по крайней мере до тех пор, пока не вернут вложенные деньги).