На Каннском кинофестивале 1984 года Андрея Тарковского пригласили снимать его новую картину «Жертвоприношение» в Швеции, а через несколько месяцев после этого советский режиссёр объявил о своём окончательном решении эмигрировать, став «невозвращенцем». Главную роль в «Жертвоприношении» сыграл шведский актёр Эрланд Юсефсон, а оператором выступил Свен Нюквист ‒ оба они часто работали с кумиром Тарковского, режиссёром Ингмаром Бергманом. Причём ради съёмок картины Нюквист отказался принять участие в создании фильма Сидни Поллака «Из Африки» и, по его словам, ничуть не пожалел о сделанном выборе.
Трейлер фильма «Жертвоприношение»
«ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ» ‒ ФИЛЬМ-ЗАВЕЩАНИЕ ТАРКОВСКОГО
В день премьеры «Жертвоприношения» на Каннском кинофестивале в мае 1986-го Тарковский понимал, что оставляет своеобразное завещание: за полгода до этого врачи диагностировали ему рак лёгких. Монтаж картины режиссёр осуществлял будучи в больнице, а приз на Каннском кинофестивале получал уже его сын, Андрей Тарковский-младший. Осознание приближения конца, апокалипсиса также нашло отражение в фильме: в нём Тарковский обращается к будущему поколению, которое придёт ему на смену. «Жертвоприношение ‒ это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву», ‒ писал Тарковский. Режиссёр скончался от рака в декабре 1986 года в возрасте 55 лет.
Кадр из фильма «Жертвоприношение» (Иноекино)
ЭТО САМЫЙ ПРОРОЧЕСКИЙ ФИЛЬМ ТАРКОВСКОГО
Хотя почти все картины Андрея Тарковского в той или иной степени пронизаны мистикой, самой пророческой всё же можно назвать именно «Жертвоприношение». Речь в сюжете фильма идёт о начале ядерной войны ‒ всемирной катастрофы, которая в годы создания картины отражала реальность актуального тогда мироощущения. Тарковский показал глубокую кризисную ситуацию человеческого сознания в обстановке внешней угрозы, возможно, даже не подозревая, насколько дальновидным оказался его замысел ‒ за две недели до премьеры «Жертвоприношения» взорвался четвёртый энергоблок Чернобыльской АЭС. Ощущение конца света не было исключительно художественным: о потенциальном апокалипсисе в то время начали говорить более-менее все, особенно в контексте показа в Каннах шведского фильма русского режиссёра. Тем самым Тарковскому удалось предвосхитить общее настроение той эпохи.
Кадр из фильма «Жертвоприношение» (Иноекино)
РЕЖИССЁР ДОПУСКАЛ МНОЖЕСТВО ТРАКТОВОК СЮЖЕТА
Глубокий философский подтекст «Жертвоприношения» интересен не только в контексте страха человечества перед ядерной угрозой, но и религиозных взглядах самого Тарковского. Так, перед началом съёмок ленты постановщик прочёл в одной из лондонских церквей лекцию-проповедь «Слово об Апокалипсисе», где во многом разъяснил концепцию «Жертвоприношения», как бы подтолкнув киноведов к тому, чтобы увидеть в картине христианские и православные смыслы. При этом другие авторы, например, критик Алексей Васильев, отмечал также социально-политический вариант прочтения «Жертвоприношения» ‒ как предсказания распада СССР, случившегося уже после смерти режиссёра, а также лишения стран Европы национального своеобразия. Однако сам Тарковский допускал практически все варианты трактовки картины: по его словам, фильм специально создавался «таким образом, чтобы быть истолкованным по-разному». Иными словами, каждый зритель может увидеть в «Жертвоприношении» нечто своё, поскольку режиссёр изначально заложил в ленту возможность прочитывать её разными способами.
Кадр из фильма «Жертвоприношение» (Иноекино)
ТАРКОВСКИЙ ОКАЗАЛ ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ НА АВТОРОВ СОВРЕМЕННОГО КИНО
«Жертвоприношение» стало референсом для немалого количества произведений, и многие современные кинематографисты с гордостью считают себя если не учениками и последователями, то по крайней мере поклонниками творчества Тарковского. Один из самых известных «фанатов» Тарковского в мировом кино ‒ обладатель «Оскара», «Золотого Глобуса» и Каннского приза за лучшую режиссуру Алехандро Гонсалес Иньярриту. В его фильме «Выживший» критики и внимательные зрители обнаружили целый ряд цитат и заимствований из Тарковского. При этом мексиканский постановщик и не скрывал своего восторженного отногения к картинам русского режиссёра. «Главным учеником» Андрея Тарковского на Западе принято считать датчанина Ларса фон Триера, который посвятил мэтру свой фильм «Антихрист». Наконец, в любви к лентам Тарковского объяснялся и режиссёр индийского происхождения Тарсем Сингх, который ещё до прихода в большое кино обильно цитировал «Жертвоприношение» в поставленном им клипе на песню «Losing My Religion» инди-группы R.E.M.
Смотрите «Жертвоприношение» Андрея Тарковского 28 августа в 23:00 на Кино ТВ.