В один и тот же день по всему миру
Модель распространения контента стриминговым сервисом Netflix зрители называют наиболее оптимальной: фильмы и сериалы собственного производства выходят в один день для всего мира. Если Netflix публикует сериал, то все эпизоды нового сезона оказываются доступны для просмотра сразу же – не нужно ждать неделю до выхода серии, как это происходит с телевизионными релизами. Пользователь, оплативший подписку, сам выбирает, когда будет смотреть сериал или фильм. Соответственно, одним из важных козырей стриминговых сервисов является доступность контента.Нет цензуры
С цензурой тоже всё упрощается. Стриминговые сервисы, не ограниченные рамками телевизионной трансляции, имеют возможность говорить на самые острые темы. И, несмотря на попытки общественности отобрать у них это право, на данный момент законодательно не существует для этого никаких препятствий. Так, например, родительские комитеты США взбунтовались против сериала «13 причин почему», рассказывающего о проблеме подростковых суицидов. Оказалось, что слишком уж реалистично показан суицид. Да, по телевизору вам бы такое не показали, а вот интернет – другое дело. Авторы сериалы объяснили, что реалистичность вызвавшего резонанс эпизода связана с желанием продемонстрировать подросткам, что самоубийство – отнюдь не лёгкий способ решить возникшие в жизни сложности. Правда, через два года после премьеры первого сезона, под нажимом общественности, сервис всё-таки отредактировал скандальный эпизод.Трейлер сериала «13 причин почему»
Сериал «Вероника Марс», который на протяжении трёх сезонов был так называемым «подростковым мылом», то есть сериалом, ориентированным на подростковую аудиторию и, соответственно, избегавшим любых проявлений жестокости. Четвёртый сезон, премьера которого состоялась в июле 2019 года, вышел на стриминговом сервисе Hulu. И вот, избавившись от телевизионных оков, авторы сериала «Вероника Марс» решили добавить сюжету остроты: зрители получили жёсткое и напряжённое зрелище. В курортном городке Нептун, родном для главной героини Вероники Марс, происходит серия терактов. Причём, учитывая возросшее ограничение по возрасту, мы увидели и взрывы с жертвами, и человека, на шее которого было закреплено взрывное устройство, и смерть одного из ключевых персонажей. Столь радикальные изменения призваны привлечь к сериалу новых зрителей, и они стали возможными только благодаря «переезду» сериала с телеканала в интернет. Вероятно, что при хороших рейтингах, «Вероника Марс» может получить и пятый сезон. Правда, не ясно, каким он будет, ввиду того, что фактически стриминговым сервисом Hulu теперь владеет корпорация Disney.
Трейлер сериала «Вероника Марс»
Эксклюзивность
Зрителей привлекают разными способами. Главный из них – эксклюзивность. Да, «Карточный домик» демонстрировался и в телевизионном эфире, но только зрители в интернете получили возможность смотреть каждый сезон этого сериала за один день. У стриминовых сервисов, производящих свой собственный контент, иная модель работы с пользователями. Если эфирные и кабельные каналы вынуждены показывать рекламу, отбивающую часть затрат на производство, то стриминговые сервисы распространяют свой контент по подписке. Чем больше пользователей оформили хотя бы минимальный вариант подписки, тем больше денег получает в итоге сервис. Всплески активности приходятся на премьерные даты тех или иных новинок – полнометражных фильмов или сериалов. Третий сезон сериала «Очень странные дела», опубликованный сервисом Netflix 4 июля, побил рекорд по просмотрам. По сообщениям сервиса, за четыре дня, прошедших с момента премьеры, новые серии начали смотреть 40,7 млн человек, а 18,2 млн зрителей досмотрели сезон до конца. Ни одному телеканалу не снились такие показатели – даже у «Игры престолов» на HBO рейтинги были ниже.Трейлер сериала «Очень странные дела»
Именитые режиссёры и большие бюджеты
Секс, убийства, кровь, ненормативная лексика, жестокие эпизоды – Сеть даёт определённую свободу авторам фильмов и сериалов. Первые эпизоды «Карточного домика» для Netflix снял Дэвид Финчер, он же снимает для сервиса сериал «Охотник за разумом». А совсем недавно стало известно, что стриминговый сервис заказал Финчеру съёмки полнометражного фильма «Манк» – биографической истории о журналисте и сценаристе Германе Манкевиче, написавшим вместе с Орсоном Уэлссом сценарий к драме «Гражданин Кейн». Главную роль сыграет Гэри Олдман. На Netflix вышло «Восьмое чувство» сестёр Вачаовски, а Альфонсо Куарон снял полнометражный фильм «Рома», за который получил режиссёрский «Оскар». Итан Коэн и Джоэл Коэн представили фильм «Баллада Бастера Скраггса». Николас Виндин Рёфн снял сериал «Слишком стар, чтобы умереть молодым» для Amazon Prime. Этот же сервис приютил «Благие знамения» Нила Геймана. Уже скоро Amazon начнёт съёмки сериала «Властелин колец», первые две серии которого снимет Хуан Антонио Байона. Бюджеты, выделяемые стриминговыми сервисами, позволяют режиссёрам «разгуляться»: они не стеснены во времени, поточного режима работы здесь нет, к тому же они имеют возможность привлекать к работе популярных актёров.Трейлер фильма «Рома»
Борьба за зрителей
Зрители делают кассу стриминговых сервисов, правда, конкретные цифры главные игроки рынка держат в секрете. Но учитывая растущий спрос, практически все крупные медийные компании заявили о создании собственных онлайн-кинотеатров. Так в новом сезоне откроются стриминговые сервисы «Disney+» от корпорации Disney, Apple TV от корпорации Apple, HBO Max от корпорации WarnerMedia. Уже функционируют сервисы CBS All Access и DC Universe. Вложения компании Netflix в создание собственного контента по итогам 2018 года составили $12,04 млрд, что на 35% больше, чем в 2017-м. По оценкам экспертов издания Variety, в 2019 году на производство собственных фильмов и сериалов потратит около $15 млрд. Такие высокие траты обусловлены возрастающей конкуренцией. Когда в полную силу начнут работать другие стриминговые сервисы, зрители будут делать выбор в пользу одного из них. Стоимость подписки везде разная, но вряд ли пользователи будут оплачивать доступ к каждому стриминговому сервису. Чем больше инвестируется в создание контента, тем больше вероятность, что именно в этом сервисе зрители найдут именно то, что им нужно. Правда, подобная стратегия предусматривает довольно большие убытки. По прогнозам экспертов, долговые обязательства Netflix в конце 2019 года достигнут $10,4 млрд (в 2017-м было $6,5 млрд).Трейлер сериала «Стартрек: Дискавери» сервиса CBS All Access
А что в России?
Онлайн-кинотеатров в России довольно много, но лишь несколько из них публикуют контент собственного производства или начинают его производить. Несколько лет в нашей стране работает стриминговый сервис «Амедиатека», аффилированный с HBO. Помимо зарубежных сериалов, сервис публикует и отечественные проекты, вызвавшие резонанс у зрителей. В мае 2019 года стало известно, что «Амедиатека» заказала двух пилотных эпизодов сериалов, продюсером которых выступает Тина Канделаки. Один из сериалов, по её словам, будет рассказывать об отношениях между порноактрисой и порноактёром, сюжет второго держится в секрете. Канал «ТНТ» тоже запустил собственный стриминговый сервис, получивший название «ТНТ Премьер». Подписчики этого сервиса получают возможность первыми смотреть самые новые сериалы разных жанров, созданные по заказу ТНТ и других каналов холдинга «Газпром-Медиа». В частности, «ТНТ Премьер» представил зрителям такие проекты, как «Обычная женщина», «Секта», «Домашний арест», «Звоните ДиКаприо», «Мёртвое озеро», «Год культуры» и другие. Ещё до показа на канале «ТНТ» на сервисе был опубликован четвёртый сезон комедийного сериала «Полицейский с Рублёвки». О желании производить собственный контент ранее объявляли в «Яндексе», «Одноклассниках» и ivi.ru, однако больше никаких подвижек со стороны этих стриминговых сервисов пока не было. В 2018 году запустился онлайн-кинотеатр START, на котором в июне 2019-го Павел Прилучный представил свой продюсерский проект – сериал «В клетке». По словам Прилучного, сериал специально снимался в таком виде, в котором его будет сложно показывать на телевидении – без цензуры, с откровенными сценами, а также ненормативной лексикой. Осенью сервис покажет сериал «Шторм» режиссёра Бориса Хлебникова. А весной START показал провокативный многосерийный триллер «Содержанки». Учитывая, что стриминговые сервисы увеличивают скорость производства контента, спрос на него есть, однако никакой статистики, подтверждающей это, нам найти не удалось. Можно утверждать, что в нашей стране, как и во всём мире, стриминговые сервисы будут только увеличивать свою популярность. Вероятно, в России это будет происходить более медленно ввиду довольно высокой стоимости подписки, но в целом зрители начнут постепенно переходить именно на такой вид потребления видеоконтента.Александр Роднянский, VK Fest, цитата из «Инстаграма» продюсера:
Трейлер сериала «Звоните ДиКаприо!»