В российский прокат выходит историческая драма Пьера Шоллера «Один король — одна Франция», посвящённая Великой французской революции. Фильм детально рассказывает о том, как развивались события и как они отразились на жизни обычных людей. Одну из главных ролей исполнил Лоран Лафитт, он сыграл короля Людовика XVI, на долю которого выпало тяжёлое бремя — сохранить власть в условиях натиска революционеров. Но в конечном счёте монарх был лишён своего титула и обезглавлен. Ещё одна примечательная и характерная роль досталась Селин Салетт. Её героиня, которая работала продавщицей на рынке, стала одной из предводительниц народного восстания.
Лоран Лафитт: «Нас попросили избавиться от клише актёров исторических фильмов»
© Archipel 35
Фильм Про
Я очень впечатлён. Фильм был мне очень интересен. Я из России, так что революция — это часть нашей истории. Что для вас революция? Французская, например? Или в другой стране? Менялось ли ваше мнение в течение жизни, когда вы что-то читали, смотрели про это?
Селин Саллетт
Для меня это движение. Как Земля и Солнце. Это всё про движение. И про то, можем ли мы измениться или нет. И позволяем ли мы себе меняться. Я испытала это на себе. Назовём это персональной революцией. Это была фантастика.
Фильм Про
Что вы имеете в виду? Это очень интересно!
Лоран Лафитт
Ты рассказываешь о личном! Что случилось?
Селин Саллетт
Да, так и есть!
Селин Саллетт
Это личное, да. Всё дело в том, можешь ли ты поменять себя. Это прекрасно.
Трейлер фильма «Один король — одна Франция»
Фильм Про
Но вот КАК меняться — это очень чувствительный вопрос. Лучше, конечно, обойтись без крови.
Фильм Про
А вы что думаете? Вы мне не ответили!
Лоран Лафитт
Что для меня революция? О, это очень интимный вопрос. Революция во Франции или свержение Романовых в России — всё это очень похоже, на самом деле. Люди хотят взять свою судьбу в собственные руки, хотят сделать жизнь лучше. Но это чаще всего сопровождается большой кровью, да. К сожалению. Поэтому демократия — это не лучшее, о чём мы можем мечтать. Но точно не худшая. Поэтому мы продолжаем в это верить. Пока не появится что-то новое. Новый лидер, который покажет нам что-то другое.
Селин Саллетт
Следующий уровень демократии.
Селин Саллетт
Может быть, нам нужно перейти на следующий уровень демократии.
Лоран Лафитт
Да, может быть.
Фильм Про
А этот фильм снят для тех, кто знает что-то про Французскую революцию или для тех, кто ничего не знает об этом?
Селин Саллетт
Я думаю, для всех. Потому что, даже если вы что-то читали, всех фактов вы всё равно не знаете. И вы точно узнаете больше, если посмотрите фильм. В том числе, масштаб этого движения. И как это было связано с другими историческими событиями. Например… Этого нет в кино, но они тогда пили кофе, как сумасшедшие. Кофе только появился в тот момент.
Лоран Лафитт
Кофейная революция. За сотни лет до Старбакса.
Селин Саллетт
Пьер много нам рассказывал о том времени, о той эпохе. Мне нравится масштаб, космический масштаб фильма, который задал Пьер.
Фильм Про
Космический масштаб — это хорошо. Но фильм очень реалистичный, на самом деле. Как режиссёр смог перенести вас в ту эпоху, как он добился того, что вы стали настолько естественными в том времени?
Лоран Лафитт
Он попросил нас избавиться от клише актёров исторических фильмов. И забыть о наших представлениях, как это должно было быть в то время. Таким образом, он сделал эту историю очень современной. Это прозвучит глупо, но ведь для людей той эпохи всё происходило в реальном времени. Они были живыми. Они говорили друг с другом, не зная, что происходит. И, конечно же, не осознавая масштаб того, что они делали. Так что мы старались, чтобы всё происходило как будто здесь и сейчас. Никаких исторических, эпических фигур, Никакой романтики. Здесь и сейчас. Что произойдёт дальше — мы не знаем. Вы получили свободу, но что вы с ней сделаете?
Селин Саллетт
Фильм ставит множество вопросов. Они всё время задают себе вопросы. Что с королём, с нами, с народом? Какую цену они заплатили?
Кадр из фильма «Один король — одна Франция»© Archipel 35
Фильм Про
Ну, а главный вопрос — как проголосовать? За казнь короля или помилование?
Селин Саллетт
Всего несколько голосов, которые решили судьбу короля. Несколько голосов, представляете?
Фильм Про
А как бы вы проголосовали, кстати?
Лоран Лафитт
А я знаю! Конечно, я бы не голосовал за его смерть. Хотя, опять же, это современный взгляд на то, что происходило тогда. Потому что сейчас 21-й век, я против смертной казни. И в том числе, благодаря тому, что дала нам Французская революция, я могу сказать сейчас, что тогда я бы не голосовал за его смерть. Но кто знает? Я думаю, я бы не проголосовал за его казнь.
Лоран Лафитт
Я хочу сказать, что из-за того, что случилось 300 лет назад, сейчас я бы не голосовал за его смерть.
Фильм Про
Сейчас вы живёте в Париже. Вы чувствуете какой-то след этой революции, тех событий в наше время, в Париже, во Франции?
Лоран Лафитт
Вы имеете в виду, в политическом смысле?
Фильм Про
Нет-нет, я не знаю. С точки зрения политики, каких-то мест?
Селин Саллетт
История повсюду в Париже. Она нас окружает. И многое из этого не сильно поменялось. И это очень красиво. Это и есть красота города.
Французский постер фильма «Один король — одна Франция»© Archipel 35
Фильм Про
А какие у вас были личные открытия во время съёмок фильма? Ведь участие в создании фильма — это не только актёрский, но и человеческий опыт.
Лоран Лафитт
Я думал, я знаю, что такое Французская революция. Но было много вещей, которые я забыл или упрощал. Например, я упустил, как долго занял этот процесс, который завершился демократией, которая у нас есть сейчас. Король был казнён в 1793 году, спустя 4 года после начала Революции. Всё же не произошло за одну ночь. Люди не ворвались в Версаль, не отрубили королю голову и вот, революция свершилась. Это заняло годы. Был период Террора, потом Наполеон, возвращение к монархии с другим королём, создание империи. Всё это было очень сложно, процесс занял годы. Я упускал это из вида. У меня было упрощённое, романтическое отношение к Революции.
Селин Саллетт
Что касается меня, я обнаружила, что эта пустота между народом и властью до сих пор существует. Демократия эту пустоту не заполнила. Мне кажется, до сих пор существует огромный разрыв. Этот вопрос меня сильно тревожил после фильма.