Кто придумал?
Как и многие интересные вещи, киберпанк придумали писатели-фантасты. Собственно, киберпанк сам по себе и есть разновидность жанра научной фантастики. И если говорить о самой идее искусственного интеллекта, то она принадлежит легендарному фантасту и биохимику Айзеку Азимову. Жанровый термин из слова «киберпанк» сделали критики в своих рецензиях на книги американского писателя Уильяма Гибсона. Но само слово придумали не они, а писатель Брюс Бетке, который в 83-м году назвал так свой рассказ. Знаменитая же трилогия Гибсона называлась «Киберпространство». И именно он считается отцом киберпанка, жанра, который буквально захватил воображение людей конца ХХ века и продолжает делать это сейчас. К Гибсону примкнул писатель Брюс Стерлинг, много занимавшийся хакерами, придумавший слово киборг, и отточивший жанр киберпанка до совершенства.По рассказу Гибсона «Джонни Мнемоник» был снят один из ярких кинопредставителей этого жанра с Киану Ривзом в главной роли. Киану Ривз вообще идеально подходит к жанру киберпанк, «Джонни Мнемоник» стал для него пропускным билетом в «Матрицу» - один из лучших образцов киберпанка в кино. В биографии у него есть ещё фильм «Помутнение» по роману гениального Филиппа Дика, которого по праву можно считать дедушкой киберпанка, да ещё каким! В общем-то, вся фантастика рубежа веков обязана своими идеями Филиппу Дику. И, между прочим, по его роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», Ридли Скотт снял ещё один знаковый фильм в стиле киберпанк - «Бегущий по лезвию».
В начале было слово....
Кибер… – что?
Более всего киберпанк близок к антиутопии - мир в произведении жанра киберпанк место малопривлекательное, технологически он, конечно, совершеннее нашего, но все компьютерные достижения почему-то работают не на благо людей, а наоборот, окончательно разрушают цивилизацию. «Киберпанк» делится на два слова. Кибернетика – наука об информационных связях в сложных системах и живых организмах. И «панк», попросту мусор. И правда, действие фильма (или аниме) жанра «киберпанк» часто происходит в обветшалых постиндустриальных мегаполисах, полных злачных мест - грязных закоулков, мусорок и пустырей. Эта мрачная атмосфера и герой-одиночка роднит киберпанк с «нуаром».Беспокойные будни в городе Нео-Токио в аниме «Акира»
В таком мире люди тоже «мусор», правительство давно ими не интересуется, предоставляя обществу агонизировать, устраивая массовые беспорядки. Киберпанк любит строить теории заговора, где мировое господство принадлежит трансцедентальным корпорациям, погрязшим во лжи и коррупции. Сильные мира сего здесь обычно заняты какими-то сложными экспериментами: созданием сверхчеловека путём модификации человеческого тела или сознания, выведением искусственного интеллекта и так далее. Ответственность за неправомерное развитие информационных технологий и следующие за этим катастрофы никто не несёт, рост преступности крайне высок.
Перерождение Мотоко Кусанаги в аниме «Призрак в доспехах»
Противостоять этому реально-виртуальному трэшу может только какой-нибудь кибернетически настроенный маргинал, который рискнёт бросить вызов системе. Кажется, всего этого уже достаточно, чтобы перед глазами начали всплывать картинки из фильмов «Робокоп», «Странные дни», «Тринадцатый этаж», «Отель Новая роза» , «Трон», «Особое мнение», гениальной «Экзистенции» Кроненберга или той же «Матрицы». Да что говорить, почти все знаковые фантастические фильмы последних лет – это киберпанк или его разновидности. В зоне внимания киберпанка находится будущее не столь отдалённое. А это неизбежно заставляет поклонников «киберпанк»-пространства «параллелить» его с современным миром, выискивая отголоски различных философских концепций и предупреждения потомкам.
В Японию за киберпанком
Япония, как это ни странно, прямая наследница киберпанка. Дело в том, что придумавший киберпанк Уильям Гибсон поместил действие своего первого романа в Японию. При этом сам писатель до этого в Японии никогда не был. Описав в «Нейроманте» город Тиба – один из крупнейших промышленных районов на берегу Токийского залива, он даже не представлял себе, насколько всё написанное уже тогда имело отношение к Японии. Позднее, когда Гибсон приедет в Страну Восходящего солнца он, поражённый, скажет: «Современная Япония была самим киберпанком. Японцы знали это и наслаждались этим». И вспомнит, как один журналист из Токио, озарённый неоновым светом анимированной рекламы, скажет ему: «Вы видите? Видите? Это город из Blade Runner/ Бегущий по лезвию», и Гибсон, разведя руками, с ним согласится.Кибермегаполис в хите Ридли Скотта «Бегущий по лезвию»
Аниме-киберпанк
Киберпанк в конце 80-х годов оказал огромное влияние на японскую культуру, особенно, на аниме. Японцы развили, видоизменили и дополнили этот жанр. Известные на весь мир аниме «Акира» и «Призрак в доспехах» причислены к киберпанку, но не лишены японского своеобразия. «Акира» - постапокалиптическая антиутопия о поиске высшей формы энергии, реализованной в сверхчеловеке. По духу эта история - точный киберпанк, но вот, собственно кибернетики и прочих виртуальных прелестей там нет. Чего не скажешь об аниме «Призрак в доспехах» тут речь идёт осознавшем себя искусственном интеллекте, ну и о борьбе с кибертерроризмом, конечно. Кроме них, существует ещё десятки аниме-сериалов, активно использующих приёмы киберпанка.Трейлер аниме-сериала «Блам!»
Например, серия мультфильмов «Аниматрица», задуманная сёстрами Вачовски, как дополнение ко вселенной «Матрицы», а затем подхваченная японскими аниматорами. Есть ещё японская 15-минутная аниме-предыстория к новому «Бегущему по лезвию 2049», называется «Блэкаут 2022». Сериал «Блам!» об утрате людьми контроля над разумными машинами. Созданный недавно и совершенно культовый «Психо-паспорт», который, по-своему, продолжает идею фильма «Особое мнение». Или назидательная антиутопия о принудительной кибернизации в недрах экспериментального города Люкс - сериал «Технолайз». Или классика жанра – аниме «Эксперименты Лэйн», где главная героиня «девочка, живущая в Сети», то есть совсем.
Трейлер аниме-сериала «Эрго Прокси»
Нельзя не упомянуть серию фильмов «Яблочное зёрнышко» о любви девушки-воина и её напарника-киборга. И сериал «Эрго Прокси», который начинается с расследования убийств, совершаемых роботами, а заканчивается какой-то уж совсем дикой сложносочинённой фантастикой. В общем, примеров киберпанка в японском аниме хоть отбавляй.
Стим, дизель и прочий «панк»
Кроме киберпанка у современной фантастики есть ещё несколько ответвлений. Например, стимпанк. Самый яркий пример в мире компьютерных игр – это японская «Final Fantasy VI», в кино - «Дикий, дикий Запад», а в аниме - «Ходячий замок».Само сооружение «Ходячий замок» - настоящий памятник стимпанку
Стимпанк – это всегда альтернативная ретро-история и ответ на вопрос, а что было бы, если бы технологии паровых машин были бы доведены до совершенства и мир бы и дальше развивался в этом направлении. Дизельпанк отвечает на тот же вопрос, только в связи с дизельным двигателем и обыгрывает необычную военную технику конца Первой мировой и далее. Эти два жанра в кино и аниме умиляют своей наивностью и, как правило, выглядят не так мрачно, как их старший брат киберпанк. В кино это «Небесный капитан и мир будущего» и «Первый мститель», а в аниме - «Порко Россо» и «Небесный замок Лапута» всё того же Миядзаки. Есть еще нанопанк, биопанк, и ещё куча всяких панков, даже эльфпанк. Все они появились благодаря или вопреки киберпанку – одному из самых интересных жанров современности.