Хороший вопрос. Мне кажется, что те технологии, которые сейчас имеются в нашем распоряжении, особенно компьютерная графика, делают наши возможности практически безграничными. Правда, есть у этого и обратная сторона. Иногда эти технологии используются во вред кинематографу. Я работал на нескольких проектах, где часто говорили: «Мы поправим это потом», «Потом снимем на хромакее», «Снимем эту сцену позже», «Поместим сюда этого персонажа», «Что-нибудь придумаем». С одной стороны, я понимаю причину подобных решений, но с другой… Представьте себе ситуацию, что вы записываете музыкальный коллектив. Что-то не получается, продюсер тебе говорит: «Мы исправим это потом, при сведении». А тебе хочется, чтобы всё звучало хорошо прямо сейчас, хочется, чтобы гитарное соло звучало как нужно сразу, ты не хочешь ждать и исправлять что-либо потом. Меня потрясло то, что для создания начальных титров «Звёздных войн» был использован оптический принтер. Авторы картины практически всегда использовали для съёмок специально созданные ими модели. Такой простой подход к созданию визуальных эффектов даёт фильму потрясающую детализацию. Это была такая золотая середина между тем, что они должны были создать и тем, что могли им позволить сделать простейшие визуальные эффекты. Я, конечно, знал, что в нашем фильме будут тысячи CGI-эффектов, миллионы деталей, которые нам придётся делать на компьютере. Но кое-что создавать при помощи компьютера было вовсе не обязательно. Несмотря на то, что звучали предложения нарисовать некоторых существ на компьютере, создать в виртуальности ту или иную локацию, продюсер
Кэтлин Кеннеди сказала, что мы должны всё сделать правильно - наши ощущения здесь совпали. Когда я видел в «Звёздных войнах» пустыню – она зрительно ощущалась как пустыня. Я тогда не знал, что сцены из первого фильма снимались в Тунисе, но пустыня выглядела абсолютно настоящей. Когда в кадре появлялась заснеженная планета, я точно знал, что там на самом деле холодно. Поэтому нам предстояло снимать в Абу-Даби, посетить Ирландию, Исландию, лес в Уэльсе. Натурные съёмки помогают сделать фильм более осязаемым, реалистичным. Много времени мы потратили на создание различных существ, управляемых при помощи технологии аниматроники и кукловодов. Так что это не только компьютерные спецэффекты. Мне очень повезло, что у меня была возможность работать не только с новыми технологиями, но и с людьми, которые умели в них разбирались. Я очень ценю то, что Джордж Лукас и его команда сделали для оригинальных фильмов. Им было доступно так мало, а результат оказал на кинематограф огромное влияние. Мне пришлось искать баланс между тем, что имелось в нашем распоряжении - новыми технологиями, и между тем, что было более практично, но старомодно.