Кадр из фильма «Совсем пропащий»
Отец Романа Мадянова работал в творческом объединении «Экран» и часто брал его со старшим братом на съёмки. Вадим Мадянов тоже впоследствии стал актёром, и первые роли они получили когда Роману было девять девятилетнем возрасте. он сыграл в маленьком эпизоде фильма «Перевод с английского» объединения «Экран». Эта работа не была ещё отмечена в титрах, но вскоре Роману досталась главная роль.
Бывшая на съёмках ассистент режиссёра «Мосфильма», искавшая актёров-детей, обратила на него внимание, Маленький Роман производил впечатление уже внешностью, в которой мягкие черты лица резко контрастировали с пронзительным, немного хищным взглядом светлых прозрачных глаз. Через пару недель он уже уехал в Прибалтику, сниматься у Георгия Данелия в роли Гекльберри Финна в «Совсем пропащем».
Кадр из фильма «Петя по дороге в Царствие небесное»
Он активно снимался на детских ролях и после школы решил сделать актёрское искусство делом жизни. Мадянов выбрал Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС) - отец отсоветовал киношное образование, так как актёр, по его мнению, должен настоящую, хорошую театральную школу. В первый год ему помешало предвзятое отношение театральных людей к кино. Однако мотивация была сильна, она сохранилась и у Мадянова-студента, все же поступившего в ГИТИС через год. Еще во время обучения на курсе О. Я. Ремеза, Роман Мадянов начал играть в Московском театре имени Маяковского,за 20 лет службы сыграл около тридцати ролей.
Во время работы в театре Мадянову пришлось отслужить в армии, причем в свои 23 года он еще был самым младшим.
Кадр из сериала «Солдаты»
Хотя полтора года он жил вне любимого дела, для себя он пользу вынес, насмотревшись на армейские типажи, которые потом часто использовал. В кино Мадянов вернулся после десятилетнего перерыва в 1988 году. За следующие годы характерный актёр сыграл в 120 фильмах и сериалах — даже театр пришлось оставить. В кино к концу 1990-х было окончательно сформировано его амплуа, принесшее славу: Роман Мадянов блестяще играет «начальство» - от тренеров, директоров и участковых до мэров и министров.
Причем чаще всего он играл роли людей, не просто облеченных властью, а ей развращённых, хамоватых самовлюблённых бюрократов, холодно-жестоких и беспринципных.
В «Копейке» Ивана Дыховичного он сыграл целый ряд советских госслужащих вроде особиста и сотрудника ОВИР, в «Диком поле» Михаила Калатозишвили - милиционера, мешающего главному герою, в фильме Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие Небесное» - полковника ГИБДД, начальника главного героя, здесь можно вспомнить также олигарха Будко из обеих частей фильма «Всё включено». В сериалах это, к примеру, малосимпатичный прокурор («Гражданин начальник») и феерический злодей Колобков в сериале «Солдаты». Всенародную славу Мадянову принес именно он, и в новом амплуа окончательно закрепил этот его персонаж, но самому актёру он кажется немного карикатурным. Образ главы МГБ Аабакумова («В круге первом») потребовал от него гораздо большей работы, но приятным его так же не назвать.
Кадр из фильма «Бабло»
Отрицательные роли Роман Мадянов играл и в эпизодических ролях. Мадянов показывает самые разные грани отрицательных персонажей, каждая роль непохожа на предыдущую. Ярчайшей ролью злодея здесь можно считать прошлогоднюю работу актёра в «Левиафане» Звягинцева, где он создал образ чудовищного мэра, антагониста главного героя. Сам Мадянов говорит, что своих персонажей всегда рад делать человечнее, объемнее, но это не всегда предусмотрено сценарием.
Трейлер фильма «Левиафан»