Обычно празднуют круглые даты. Но не когда речь идёт о человеке, изменившем кинематограф, о создателе фильмов «Европы», «Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте», «Догвилль», «Меланхолия». Имя Ларса фон Триера продолжает греметь в кинематографическом мире, и даже те, кто вообще не смотрит кино, всё равно стараются не пропускать его фильмы. Ларс фон Триер - воплощение кинематографа, миф, легенда, гений. Поэтому если есть повод отметить любую дату, связанную с этим человеком, то упускать его нельзя.
У Ларса фон Триера День рождения
© Photo by Andreas Rentz/Getty Images
Наверное, нет в мире человека, который хотя бы не слышал о фон Триере. По крайней мере, такого человека, который знает о существовании кинематографа. Причина тут проста. Есть великие режиссёры, которые создали свой, уникальный мир. Перед такими преклоняются. Ларс фон Триер создал себя как образ, и этот образ будто бы снимает фильм за фильмом, но не в этом. Просто почти каждый его фильм меняет представления о возможностях кинематографа, и дальше уже нельзя снимать фильмы по-прежнему.
Трейлер фильма «Догвилль»Но главное изменение, которое внёс в кинематограф фон Триер, связано, конечно, с манифестом «Догма 95». Это был свод правил, которые фон Триер составил для себя после фильма «Европа», который, по его признанию, был высшей точкой режиссёрского контроля над создаваемой реальностью. Фон Триер запретил тогда самому себе снимать со штатива, выставлять искусственный свет, строить декорации, «убивать» персонажей, включать закадровую музыку и даже подписывать имя режиссёра в титрах. Эти же правила он предложил всем кинематографистам мира, чтобы и они тоже смогли в рамках новых ограничений найти новые творческие импульсы. Некоторые правила были попросту странными - почему-то фильм можно было снимать только на 35-мм плёнке. Но фон Триер, который не сделал ни одного фильма, соблюдая все свои же правила, вдруг перевернул сознание кинематографистов. Уже двадцать лет с тех пор мода на «ручную» камеру не проходит, создавая особый эффект правдоподобия. Музыка за кадром многими режиссёрами считается делом дурного вкуса. Съёмка в натуральных условиях тоже вошла в моду. Фон Триер уже давно и думать забыл об этих правилах, а по ним продолжают жить многие и многие авторы, которые действительно нашли в них творческий импульс.
Трейлер фильма «Танцующая в темноте»С тех пор фон Триер создал многое из того, что раньше трудно было бы себе представить. Мюзикл, в котором главную героиню готовят к несправедливой казни - и безжалостно казнят в финале. Драму, в которой целый город разрисован мелом, и мы всё время видим одновременно всех персонажей за воображаемыми стенами их домов. Комедию, в котором в разгар конфликта герои вдруг оказываются на крыше и пьют вместе пиво, потому что такую ситуацию забавно было бы вообразить. Документальный фильм, в котором он заставляет классика датского киноавангарда Йоргена Лета пять раз переснять старый фильм. Фильм-катастрофу, который начинается с уничтожения Земли и ей же заканчивается. Наконец, пятичасовой порнофильм с участием голливудских и европейских звёзд.
Трейлер фильма «Нимфоманка»Без фон Триера кинематограф был бы совсем другим. Его День рождения стоит отметить и запомнить - чтобы в следующем году 30 апреля устроить масштабное празднование юбилея этого великого художника и скандалиста.